Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Когда приходит Масленица...

В «Новом словаре русского языка» Московского издательства «Русский язык» за 2011 год слово масленица означает: во-первых «Весенний приуроченный христианской церковью к сырной неделе перед Великим постом – праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения».

В «Новом словаре русского языка» Московского издательства «Русский язык» за 2011 год слово масленица означает: во-первых «Весенний приуроченный христианской церковью к сырной неделе перед Великим постом – праздник проводов зимы, с которым у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения». Во-вторых, – «Чучело или ряженый человек, олицетворяющий собой этот праздник». « Широкая масленица», ты с чем пришла....» – так же пел под гром аплодисментов великий Шаляпин «Песню Ерёмки» из оперы «Вражья сила» русского композитора А.Серова в начале 20-го столетия, в сопровождении оркестра и хора. Эта запись сохранилась на граммофонной пластинке.

В Государственной Третьяковской галерее Москвы есть картина русского художника - живописца Бориса Кустодиева «Масленица» с датой её создания 1916 год. На ней передан весь колорит этого праздника веселья, широкой славянской души, деревенской жизни и праздничного крестьянского, провинциального мещанско-купеческого быта.

«Седмица сырная (масленица), сплошная» - такое определение дано по православному календарю церковному празднику и он проходит с 24 февраля по 1(2) марта сего года.

В «Толковом календаре русского языка» Владимира Даля сказано; «Масленица, Масленица - Маслёная неделя, Сырная неделя до Великого поста; её чествуют: весёлую, широкую, разгульную, честную: пекут блины; катанью с гор и на лошадях и потехи разного рода. Дни Масленицы в народе называют: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомство, четверг - широкий четверг, пятница - тёщины вечёрки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощанье, целовник или прощальный день. Не всё коту масленица, будет и Великий пост - не всё в избытке жить «Масленица объедуха, деньгами приберуха».

Сведения о Масленице исходят с 16-го века и она в обиходе славян стала символикой обряда, связанного с древне - славянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

У древних славян это был «языческий многодневный праздник проводов зимы», которым отметился переход к весенним земледельческим работам, Христианская православная церковь включила Масленицу в число своих праздников.

В эти дни праздника проводятся традиционные народные обычаи и обряды, как сожжение человеческого чучела, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и другие обычаи. Они сохранились и сейчас, передавая эти традиции из поколения в поколения, с характером народных гуляний, сопровождавшихся пиршественными играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях». Обратимся к энциклопедическому репринтному воспроизведению издания 1882 года «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом племенном, экономическом и бытовом значении», где отражено: «Масленица - в Беларуси, как и у всех славян, продолжение тех же калядок и служит завершением её празднеств. Но Белорус вообще не так богат и зажиточен, что бы передаваться излишеству, всякая роскошь заканчивается в блинах, яичнице, у не многих в мясных кушаньях. Зато пьют много. Конечно, мы говорим исключительно о простом народе. В дворянских домах Масленица мало чем отличается, от празднования у поляков. Тот же кулич или разъезды в большом обществе, к соседям часто переодеты, в масках. Но и в этом белорусское дворянство много отстало от польского, что конечно зависит и от народного характера, более серьёзного и сосредоточенного. В некоторых местах бывал обычай, кажется уже не существующий, гурьбой молодёжи скитаться на Масленицу под окнами домов и выпрашивать подачек, при чём разумеется под праздничные песни...»

В энциклопедии «Республика Беларусь» (Минск.2007 г) о древнем предвесеннем празднике сказано: «Начинается за 8 недель до Великодня или за 7 дней до предпасхального 7-недельного, Великого поста. Продолжается ровно неделю. Это первый праздник в честь солнца, поэтому во время празднования Масленицы на санях возят колесо, символизирующее солнце, а чучело в виде женщины, представляли его матерью. Сожжение чучела (антропоморфный символ зимы) на Масленице означало («смерть») зимы. На Масленицу запрещалось есть мясо, его заменяли блины - символ солнца, прихода весны... девушки и парни качались на качелях (чтобы длинным рос лён) пели масляные песни, водили хороводы, шутили».

И в России любимым массовым праздником считается «православная Масленица с её неизменными блинами, прыжками через костры, катанием на тройках, штурмом ледяных крепостей. Главное действующее лицо, всех таких праздников – сам народ проявляющий при этом лучшие свои качества: трудолюбие, мастерство, творчество, щедрость души, соборность. Часто торжество венчает общее застолье с неизменной кашей, как символом неразделённого народа», - так характеризует Масленицу вологжане.

Более полно о Масленице на русском Севере рассказал русский писатель - классик Василий Белов в очерках о народной эстетике «Лад». Осмысливая многовековые традиции народного труда и быта «опыт людей, которые жили до нас», помогают нам создавать будущее, В.И. Белов скажет: «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности, Память формирует духовную крепость человека».

В очерках «Лад» наш современник описывает это время «конца зимы: «И снова весна издалека подбирается к деревне, опять зазвенел синий наст на ветру. Засинело безбрежное небо, прошёл ещё один год... Автор даёт понять: «Когда то всё на Руси начиналось с весны, Даже Новый год. Христианские святцы, легко ужились с приметами языческого календаря... Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом...».