Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Литовские СМИ: "двойные стандарты" к гражданам СГ;

Введение нового порядка транзита бьет рикошетом по многим, причем — как в Калининградской области РФ, так и в Литве — таков основной лейтмотив публикаций литовских СМИ, имеющих отношение к тематике Союзного государства. Отмечалось, что ситуация на российско-литовской и белорусско-литовской границах начинает нормализовываться. Как отмечали литовские СМИ, в первое воскресенье после введения нового порядка калининградского транзита из поездов было высажено всего два пассажира. Высадка имела место на пограничном пункте в Кене: поезд Санкт-Петербург — Калининград: два гражданина России не имели упрощенных документов железнодорожного транзита и были возвращены в Беларусь. Между тем, введение нового порядка транзита бьет рикошетом по другим слоям населения — как Калининградского региона, так и Литвы. Причем иногда литовцы попадают в худшее положение. Об этом писала центральная литовская газета "Республика": поскольку цены на российский бензин не идут ни в какое сравнение с ценами на бензин в Литве, то за годы существования безвизового режима между жителями Литвы и Калининградской области образовался целый слой мелких предпринимателей, которые ввозили бензин из Калининградской области в Литву и таким образом зарабатывали себе и своим семьям на жизнь. С 1 июля их бизнесу пришел конец. И речь не только о визах, которые, в конце концов, можно и получить (они в данном случае бесплатные). С 1 июля Россия повысила страхование автомобилей сразу в 20 раз. Раньше литовцу, въезжавшему в Калининградскую область, страховой полис на месяц стоил 5-6 литов (около трех долларов), а с 1 июля — в среднем 115 литов (почти сорок долларов). Если мотор более мощный, то цена может возрасти еще чуть ли не в два раза. По данным газеты, сотни мелких предпринимателей отказались от своего бизнеса, поскольку их бизнес, при таких платах за страховку, теряет смысл. Это означает, что они пополнят ряды безработных. Тем временем кaлининградцы остались в выигрыше, поскольку Литва не подняла цены за страховку для их автомобилей.

Введение нового порядка транзита бьет рикошетом по многим, причем — как в Калининградской области РФ, так и в Литве — таков основной лейтмотив публикаций литовских СМИ, имеющих отношение к тематике Союзного государства. Отмечалось, что ситуация на российско-литовской и белорусско-литовской границах начинает нормализовываться. Как отмечали литовские СМИ, в первое воскресенье после введения нового порядка калининградского транзита из поездов было высажено всего два пассажира. Высадка имела место на пограничном пункте в Кене: поезд Санкт-Петербург — Калининград: два гражданина России не имели упрощенных документов железнодорожного транзита и были возвращены в Беларусь. Между тем, введение нового порядка транзита бьет рикошетом по другим слоям населения — как Калининградского региона, так и Литвы. Причем иногда литовцы попадают в худшее положение. Об этом писала центральная литовская газета "Республика": поскольку цены на российский бензин не идут ни в какое сравнение с ценами на бензин в Литве, то за годы существования безвизового режима между жителями Литвы и Калининградской области образовался целый слой мелких предпринимателей, которые ввозили бензин из Калининградской области в Литву и таким образом зарабатывали себе и своим семьям на жизнь. С 1 июля их бизнесу пришел конец. И речь не только о визах, которые, в конце концов, можно и получить (они в данном случае бесплатные). С 1 июля Россия повысила страхование автомобилей сразу в 20 раз. Раньше литовцу, въезжавшему в Калининградскую область, страховой полис на месяц стоил 5-6 литов (около трех долларов), а с 1 июля — в среднем 115 литов (почти сорок долларов). Если мотор более мощный, то цена может возрасти еще чуть ли не в два раза. По данным газеты, сотни мелких предпринимателей отказались от своего бизнеса, поскольку их бизнес, при таких платах за страховку, теряет смысл. Это означает, что они пополнят ряды безработных. Тем временем кaлининградцы остались в выигрыше, поскольку Литва не подняла цены за страховку для их автомобилей.

Кроме того, политика литовской пограничной службы четко выявила факт руководства ее "двойными стандартами" в отношении граждан Союзного государства. Недавно крупнейшая литовская газета "Лиетувос Ритас" в статье под характерным названием "Литовцам — удары Латвии" рассказала историю высадки на границе с Латвией доктора гуманитарных наук, которая работает в Вильнюсском университете и у которой срок действия паспорта был на исходе. Хотя формально латыши действовали "по инструкции", руководитель Службы охраны государственной границы Литвы А.Сонгайла заявил газете: "Формально" латвийские должностные лица действовали законно, однако, оценивая нормально, эту женщину можно было и пропустить". Что означает "оценивать нормально", литовский руководитель объяснил просто: "Прежде всего, понятно, — закон, однако мы стараемся воспитывать наших работников, чтобы они не теряли здравого смысла".

Сам собой напрашивается вывод о политике двойных стандартов: многих из тех российских граждан, которые были высажены в первые дни из транзитных поездов на литовской границе (нередко с детьми) — тоже можно было пропустить, "руководствуясь здравым смыслом" и "оценивая нормально" ситуацию (тем более, что часть вины в ряде случаев лежала не на пассажирах, а на пробуксовке новой системы транзита в первые дни). Однако в отношении россиян и белорусов действует принцип "закон есть закон".

На фоне подобного антагонизма именем Союзного государства пытаются откровенно спекулировать. Недавно известный литовский парламентарий, одна из самых колоритных фигур на политической карте страны — лидер Союза Свободы Литвы Витаутас Шустаускас — пригрозил, что будет просить политического убежища в России, если силовые органы не перестанут его преследовать. В Литве В.Шустаускас давно известен своими радикальными взглядами, а также неуравновешенностью характера. Сегодня В.Шустаускасу вменяют в вину настоящий криминал: он обвиняется в связи с уголовным миром, против него может быть инициирована процедура обвинения, о чем заявил на минувшей неделе председатель Сейма А.Паулаускас. После такого заявления спикера мятежный депутат заявил, что в этом случае он не исключает, что попросит политического убежища в России ("Лиетувос Ритас").

 

Схожие тенденции отмечали латвийские СМИ — касательно своей страны. 10 июля в день своего 55-летия школьная учительница из города Саласпилса В.Демидовец отправила письмо президенту России В.Путину с просьбой предоставить ей политическое убежище в РФ, поскольку в Латвии она подвергается дискриминации по политическому и языковому признаку. Месяцем раньше педагога, безупречно проработавшего более 20 лет, латышская администрация повторно уволила с работы. "Конечно, мой латышский язык оставляет желать лучшего! — цитировали письмо российскому президенту газета "Вести сегодня". — Но я готова была учиться дальше, только чтобы заниматься любимым делом, а не переквалифицироваться в дворники и продавцы, как многие мои бывшие коллеги".

Само издание обращало внимание на иной аспект. "Страшно даже представить себе, сколько таких отчаянных писем хлынет в Россию после 2004 года, когда закончится "билингвальный" этап реформы и начнется повальная латышизация всех профильных предметов в старших классах! — писала газета. — Ведь ни для кого не секрет, что в русских школах работает много учителей, не способных преподавать свои предметы на госязыке".

На Союзном государстве строились политические спекуляции и в Эстонии — такой вывод позволяет сделать анализ эстонских СМИ. Как подчеркнула газета "Ыхтулехт", по мнению президента страны А.Рюйтеля, народ будет сам нести ответственность за провал еврореферендума, поскольку в этом случае не с кого будет спросить за маленькие пенсии и пособия, недофинансирование культуры и отсутствие дотаций сельскому хозяйству. А.Рюйтель напомнил, что основной рынок для эстонских предприятий сейчас в ЕС — "и он куда стабильнее российского".

 

Национальный пресс-центр Республики Беларусь