Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Чудо чудное – за чей счет?

Скажем прямо, я далеко не первый российский журналист и отнюдь не единственный сотрудник газеты “Хакасия”, который посетил Республику Беларусь. Но сколько людей, столько и мозговых извилин. Каждый игнорирует или замечает только свое, отчего и кажется, что все побывали на противоположных полюсах. Именно поэтому я не берусь говорить за всю российскую делегацию, ограничившись только собственными впечатлениями.

Скажем прямо, я далеко не первый российский журналист и отнюдь не единственный сотрудник газеты “Хакасия”, который посетил Республику Беларусь. Но сколько людей, столько и мозговых извилин. Каждый игнорирует или замечает только свое, отчего и кажется, что все побывали на противоположных полюсах. Именно поэтому я не берусь говорить за всю российскую делегацию, ограничившись только собственными впечатлениями.

На войне, как на турне

Это уже был восьмой пресс-тур представителей российских региональных СМИ, организованный белорусской стороной. Со всей страны мелкими ручейками стекались журналисты в Москву, а точнее, в посольство Белоруссии, расположившееся на пересечении улицы Маросейка и Армянского переулка. Именно отсюда и началось наше знакомство с бывшей советской республикой. Впрочем, иные из коллег отправлялись туда по второму и третьему разу, и тем хуже для них. Ибо остроту новизны ощущений никогда не заменит снобизм позы “мы это уже видели”.

И все же сначала пара нюансов. По признанию самих организаторов, за все годы поездок нынешняя делегация была самая внушительная. Ни много ни мало 105 человек из 65 регионов собрались в Голубом зале посольства, и каждый обалдел от такого количества себе подобных.

Кроме этого, нынешний пресс-тур проходил на фоне серьезной политической конфронтации между Россией и Белоруссией. Чему подтверждение и жесткие заявления президентов двух стран, и начало демонстрации на канале НТВ сериала под названием “Крестный батька”.

На подобном фоне, конечно, уже не вызывает удивления факт, что здесь мы впервые услышали о том, что в ликвидации российских пожаров, а также спасении российских людей участвовали 200 белорусских спасателей со своей техникой и со своими вертолетами.

По сути это “информационная война”. А здесь, как известно, все методы хороши. Вот почему россияне без конца видели на экранах единственный прилетевший к нам на помощь итальянский вертолет и не видели “весомой” помощи белорусов. Другое дело, что мы, обитатели российской глубинки, находимся от всего этого так далеко, что воспринимаем подобное как случайно раскрытую тайну.

И еще. Все время нашей поездки очень тщательно муссировалось такое понятие, как Союзное государство. Кстати, и благословить нас в дорогу в посольство прибыли члены Постоянного Комитета Союзного государства от белорусской стороны. Но по уже имеющимся знаниям, а также по тому, что удалось увидеть и услышать, “ребенок” в лице Союзного государства получился настолько трудный именно из-за политического нрава родителей, что лучше нам пока в ту тему не погружаться. Дай бог политики договорятся, и два славянских народа станут одним целым и нерушимым. Человеческая логика диктует именно так, ну а жизнь покажет, как оно все будет на самом деле.

Ладно, закончим вступление. Москва осталась позади, впереди — Чугунечный вокзал города Минска, поезд уже замер, наше путешествие начинается.

Приятная улыбка социализма

Вопреки напутственным заверениям коллег, мол, теплый край, в одной футболочке ходить будешь, Минск встретил нас водяной взвесью и сумрачным небом. В последующие дни к тому еще добавился пронизывающий ветер, так что на всякий случай прихваченные свитерок и куртка пришлись куда кстати. Но сейчас не об этом.

Казалось бы, всего одна ночь, а мы уже перенеслись не только в другое место, но словно и в другое время. В эпоху развитого социализма. Причем в отличие от некоторых других я вкладываю в это понятие все самое лучшее из того, что у нас в Союзе когда-то было, а сохранилось только в Белоруссии.

Уверен, многие мне возразят на тему “что могло быть хорошего в эпоху тоталитаризма”. Но я столь же уверен, что не менее многочисленные скажут “не все было плохо”. И дабы не вдаваться в бесплодную дискуссию, а также во избежание всевозможных политических оценок, ограничусь простым перечислением слагаемых белорусского образа жизни.

Считайте, что это мои бессистемные, бесконтрольные, ни на что не нацеленные впечатления, зафиксированные незамутненным сознанием российского провинциала.

Начнем с того, что страна Белоруссия по-прежнему живет в режиме трудовых “пятилеток”, точно так же, как это и происходило в Советском Союзе. Здесь нет безработицы, в армии нет дедовщины, нет очередей в детские сады. Есть лишь неравномерность в распределении детей дошкольного возраста по территориям, в результате чего где-то садик на 300 мест переполнен, а где-то заполнен лишь на две трети, но проблема решается.

В стране нет должников по оплате коммунальных услуг, собираемость платежей сто процентов. Население оплачивает лишь 36 процентов стоимости коммунальных услуг, все остальное возмещается государством.

В общении с одним белорусом мы выяснили, что при зарплате в 10 — 11 тысяч наших российских рублей он за свои 90 квадратов платит 900 рублей в месяц. Мэр Минска Николай Ладутько заверил нас, что стоимость данного сектора все равно будет расти, но это не станет шоком для населения, ибо данный процесс поставлен в зависимость от роста доходов все того же населения.

Даже представители местного капиталистического рынка явственно отсвечивают социалистическими красками. Судите сами. Руководство ОАО “Амкодор” (машиностроительный завод) строит для своих рабочих многоэтажные жилые дома с видом на родное предприятие, дабы “они всегда были в связке с производством и горели желанием работать еще лучше”. За счет предприятия также содержатся детский оздоровительный лагерь и база отдыха, где работники предприятия и дети их могут бесплатно отдохнуть и поправить здоровье.

Руководство УП “Белкоммунмаш” (завод по изготовлению троллейбусов и трамваев) компенсирует питание своих работников в размере 52 российских рубля в день, что по ценам местной столовой — полноценный обед из первого, второго и компота. При этом квалифицированный рабочий зачастую получает здесь больше, нежели итээровец.

На ОАО “Коммунарка” (кондитерская фабрика) коллектив преимущественно женский. И те из них, кто уходит в декрет, помимо пособия от государства, все три года получают свою зарплату. Все ветераны предприятия ежемесячно получают от родного производства денежную доплату к пенсии. Тут же работает бесплатный медицинский кабинет, куда за счет предприятия приглашаются абсолютно все врачи-специалисты, а фельдшер зачислен в штат.

Естественный вопрос: на что живут белорусы? Есть ответ и на него. На уровне правительства и президента страны принято решение о средней зарплате в 500 долларов в месяц. В сравнении с нами в принципе ерунда. Но об оплате коммунальных услуг мы уже говорили, тут не разоришься. Кроме этого, основная налоговая нагрузка в Белоруссии лежит на предприятиях. Физические лица платят 12 процентов подоходного налога. Будущую же пенсию формируют именно предприятия — 35 процентов от фонда заработной платы. На сегодняшний день средняя зарплата в Белоруссии 350 — 400 долларов. А когда станет 500, это уже будет ощутимой разницей. В этом году в стране повышена пенсия, в ноябре собираются повышать зарплату бюджетникам. Ожидается, что средняя зарплата для бюджетников по итогам года будет 410 долларов.

Омут глянцевых страниц

Чему еще пришлось удивиться непривычному российскому глазу, так это отсутствию на улицах людей (даже в миллионном Минске) и малому количеству машин. Никакое краснорожее бесчувственное тело не портило городского пейзажа (в Москве сплошь и рядом), не были также замечены пресловутые гастарбайтеры, привычные бомжи, алкаши, попрошайки, гадалки, мутные личности неместной наружности.

Особенно напрягала стерильная чистота улиц, парков, скверов, остановок общественного транспорта, не говоря уж, извините, о сортирах, коими приходилось пользоваться по всему Минску и Минской области. Кругом царит чистота, порядок и покой. Ни тебе мордобоя на углу, ни песен в пять утра под окном. Даже осенний лист, не успев сорваться с дерева, уже попадает в руки работника местного коммунального хозяйства, чистокровного белоруса. И первый окурок, оказавшийся на земле, а не в урне, был брошен, приходится признать, рукой именно российского журналиста.

На контрасте с той же площадью Трех вокзалов в Москве, буквально обсиженной дурными образцами человечества со всей страны и ближнего зарубежья, все это выглядело нереальным. Как верно заметила коллега из Волгограда, смотреть на Белоруссию сегодня — это все равно, что листать качественный глянцевый журнал: чем дальше, тем краше.

И тем не менее смотреть на Белоруссию хотелось. Жить? Нет, лично я — нет. Но вот так, сидя на втором этаже комфортабельного немецкого автобуса, впиваться глазами в проплывающие мимо пейзажи — да! Восхищало и умиляло буквально все. Ухоженные и явно используемые по назначению поля занимали все горизонты. Ни клочка бурьяна, ни кусочка сорняка, ни одного разрушенного коровника, ни одной прогнившей крыши или зияющего пустотой окна. Местные деревеньки, почти сплошь состоящие из симпатичных коттеджей, в окружении еще не увядших зеленых полей и не опавших деревьев, чрезвычайно напоминали абстрактные швейцарские виды (какими они всплывают в сознании тех, кто там никогда не был).

И, особенно подчеркиваю, ни одной бродячей скотины. Это либо организованное стадо, бредущее на водопой под присмотром пастуха, либо колышек, веревка и строго ограниченный круг, в пределах которого мирно пасется корова или лошадь. То есть и животине хорошо, и дорожное движение в безопасности (к слову о целом вале ДТП с участием бродячего скота в Хакасии).

Кстати, о движении. Не знаю, как насчет дураков, но вот с дорогами Белоруссия явно справилась. Великолепные магистрали с разделительным барьером между встречными полосами, современные развязки, четкая разметка, платные дороги — все это уже есть и признано даже избалованными европейцами. Особенно удивляют аккуратно выстриженные обочины. Ладно поле, но даже в лесу деревья вдоль трассы стоят словно ухоженные ноги пуделя. Долго искал глазами придорожный мусор, нашел. Покидывают белорусы в окошко и бутылочки, и пакетики, но исключительно в штучном, а не ковровом варианте, как это мы можем наблюдать у себя.

Впрочем, цинично-проницатель-ным российским журналистам и в этом благолепии удалось найти глубокую политическую подоплеку. Проезжая очередное транспортное кольцо, в автобусе все наперебой стали замечать, что здесь явно не хватает трех заправок, пяти автосервисов и десятка шашлычных. Что значит — Батька не пустил в страну наших олигархов, а то бы они тут быстро всю трассу “облагородили”.

И действительно, придорожных заведений, коих на пути от того же Абакана до Аскиза великое множество, мы практически не заметили. Белорусы вообще пространство вокруг себя не загромождают. Дают место великолепным садам, паркам, скверам, чтобы человеку дышалось и жилось (опять же ни слова о политике). Та самая точечная застройка, которая уже стала бичом российских городов из-за нехватки строительных площадок, в Белоруссии практически не используется. При всем при этом сегодня Минск — это практически сплошная строительная площадка. Здесь строят не домами и не двумя домами, а целыми кварталами. В глазах так и стоит совершенно фантастическая картина одновременно работающих чуть ли не 30 башенных кранов (ну, чисто марсиане, захватившие земной город), занятых на возведении жилья. Такого даже в Москве не увидишь. В Минске это нормально.

Там, где помнят человека

Тут сделаю паузу и заполню ее выведанной по секрету информацией.

В Белоруссии в последние годы сделали большую ставку именно на жилищное строительство. Если где-то лет пять назад в год по стране строили 3,5 миллиона квадратных метров, то, например, в 2010 году планируется сдать около семи миллионов, а в ближайшие три года стоит задача выйти на 9,1 миллиона квадратных метров жилья. Это по квадратному метру на жителя Белоруссии в год.

К чему такой рывок? В первую очередь, к решению социальных проблем. Жилищный вопрос не является прерогативой России, он всегда везде был и есть.

Кроме того, за счет строительной отрасли можно двигать экономику страны в целом. Потому что большие стройки — это огромное количество занятых людей, это повышенный спрос на производство строительных материалов, это новоселы, которым, естественно, нужны обои, мебель и все остальное. Что опять же подстегивает десятки попутных производств.

Подобный метод размещения глобального госзаказа широко используется и на Западе, когда вокруг одного строительства начинают подниматься иные сферы производства, сервиса и оказания услуг. Это нормально и это примерно то, чего мы в Хакасии ожидаем от завершения строительства трассы на Кемеровскую область.

Само собой, я не мог не поинтересоваться, а доступно ли обыкновенному гражданину Белоруссии это самое бурно строящееся жилье? После чего и узнал, что здесь существует такое давно забытое в России понятие, как “очередь на жилье”. Это значит, что белорусским законодательством определен круг лиц, которые имеют право встать на очередь для улучшения жилищных условий.

Критерий нуждаемости. Семья в три человека: на каждого должно приходиться не менее 15 квадратных метров, так и получаем цифру 45. В случае, если по факту у вас выходит 43 квадратных метра, то вы уже имеете право пойти в горисполком, и вас примут на очередь и зарегистрируют. Затем в порядке живой очереди, пока идет строительство, вы имеете право на покупку квартиры. При этом человек вносит своими деньгами от пяти до 25 процентов стоимости жилья. На остальную сумму предоставляется льготный кредит.

Что такое льготный кредит? Он выдается по ставке не ниже уровня инфляции на срок 20 — 40 лет, в зависимости от категории льготника. Многодетная семья вообще получает кредит с одним процентом годовых. И если сопоставить официальный уровень инфляции — десять процентов, то, по сути, с каждым годом стоимость приобретенного жилья уменьшается.

Кроме этого, еще ведется строительство за счет коммерческого жилья. Та же самая семья в три человека, которая владеет жильем в 50 квадратов, но желает их увеличить, может поучаствовать и в долевом строительстве. Там, конечно, квадратный метр подороже и прав на льготный кредит семья не имеет, но может получить кредит по другим условиям.

Кроме этого, еще есть такая интересная система поддержки: если в семье родился ребенок, а кредит вы взяли не льготный, то государство все равно часть платежей по кредиту закрывает. Родился еще один ребенок, еще большую часть закрывает.

Далее я конкретизировал свой интерес до вопроса: в этой очереди вообще бесплатное жилье можно получить?

Сказали, что да. Многодетные семьи, у которых по пять и более детей, по сути получают жилье бесплатно. На 95 процентов стоимости жилья им дается кредит, на остальные пять процентов им выделяется субсидия, и при этом на погашение кредита государство компенсирует полностью все издержки.

Относительно же того, какие “понаехавшие” задействованы на стройках пятилетки, я узнал: строят исключительно белорусские предприятия. Иностранцы, как правило, участвуют только в отдельных инвестиционных проектах.

В развитие строительных организаций в последние годы государством были вложены большие средства. Закуплены техника, оборудование, транспорт, те же башенные краны. Есть планы и по строительству четвертого цементного завода, три существующих уже не справляются с объемами…

На ночь гирю, и лучше на голову Друзья мои, вести подобную речь все равно что петь песню с битком набитым медом ртом. Но один маленький, но честный нюансик несколько подтенил наметившийся голимый мажор. Почему же все-таки нет в стране гастарбайтеров? Не пускают? Да нет, пускают.

Только ведь рядом с Белоруссией — Польша и Россия. А уровень заработков, особенно в строительном секторе, что в Польше, что у нас значительно выше. Поэтому миграционные потоки большей частью и устремляются либо на Москву, либо на Варшаву. Белорусам же не остается ничего другого, как отстраивать свое государство собственными же руками за те деньги, что государство им и платит.

И в целом — это нормально. Быть полезным своей стране, несмотря ни на что, — это правильно. Но, к сожалению, и в первую очередь для нас самих — уже непонятно…

Но, пожалуй, хватит на сегодня? День зажмуренных от ностальгического восторга глаз завершился, и вместе с вечерней темнотой на мозг ржавой гантелей упал невольный анализ увиденного, услышанного, показанного и открытого в Белоруссии. Надо подумать.

А думать есть над чем. И в первую очередь над тем, как в совершенно беcсырьевой стране удается жить, работать и производить товары. Откуда все берется? Да собственно от нас, от России. А это, согласитесь, вроде тоже чудо-чудное, да за наш счет.

Юрий АБУМОВ, газета «Хакасия», 16.10.10.

Абакан — Москва — Минск — Абакан Фото автора