Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Президент правильно выбрал Беларусь

М.Леонтьев, политолог «Парламентская газета», 1.06.2012

М.Леонтьев, политолог «Парламентская газета», 1.06.2012

После эксцессов, которые случались на достаточно долгом пути нашей интеграции с Беларусью и которые, как изнутри, так и снаружи, с вполне понятной целью максимально раздувались, сегодня наши отношения пребывают, наверное, в самом гармоничном состоянии за всё время, включая даже эйфорическое начало процесса формирования Союзного государства.

Когда были минимизированы попытки политически и экономически воздействовать на ситуацию, чтобы извлечь одностороннюю выгоду, положение стабилизировалось во всех сферах. А в военной наши союзнические отношения никогда и не подвергались сомнению. Тут белорусам надо отдать должное. В экономике сегодня тоже всё утряслось. Беларусь получает газ по самым льготным ценам, что доказывает преимущества интеграции. Так что опыт разногласий и согласований пошёл на пользу. И опыт кризиса тоже. Он помог избавиться от некоторых иллюзий. Достаточно дорогой ценой, но результат того заслуживает.

Поэтому вполне естественно, что для своего первого визита Президент Владимир Путин выбрал именно Беларусь. Нынешнее состояние наших двусторонних отношений подтверждает правильность российской политики на постсоветском пространстве. Спекуляций ведь было немало: «Ничего не можем! В СНГ всё провалили!» Оказывается, не провалили. А «инструмент цивилизованного развода», как долго называли СНГ, удалось превратить в инструментарий многоуровневой интеграции.

Наши отношения с Беларусью и Казахстаном – это, в первую очередь, пример для Украины, которому она должна будет последовать. Никуда она не денется. И кризис, и внутренняя конъюнктура, и то, что происходит в Европе, – всё это в конце концов будет способствовать решению вопроса об участии Украины в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.

Наша политика должна быть последовательной и твёрдой, поскольку ядром постсоветской интеграции является Россия, и она не может не быть таковой. Так же как Европейский союз – это германский проект, во вторую очередь, может быть, германо-французский. А у нас процесс интеграции будет зависеть от того, насколько Россия сможет решить свои проблемы, чтобы быть своего рода магнитом для других. Пока её экономический магнетизм слабоват.

Безусловно, для наших партнёров мы интересны как рынок сбыта и как рынок труда. Второй для них, пожалуй, даже важнее. Интересны мы, разумеется, и как поставщик углеводородов по очень низким ценам. Но мощным магнитом в деле экономического роста Россия ещё не стала. В значительной степени пока используется багаж прежних хозяйственных и культурных связей.

А в сфере политической интеграционный процесс тормозится местными элитами. Это понятно. Сам факт их существования как элит зиждется на постоянном отталкивании от России. На Украине это видно больше всего. Там постоянно обсуждается дилемма: с одной стороны, очевидная экономическая выгодность интеграции, а с другой – её неудобство для элиты. И там эта дилемма решается пока не в пользу интересов украинской экономики. Однако когда ущерб от такой политики станет слишком велик и очевиден, на интеграцию пойти всё-таки придётся. Тем более что проинтеграционно настроенные группы населения у наших соседей укрупняются, хотя мы, к сожалению, данному процессу пока никак не содействуем, не апеллируем к таким группам. А это распространённая мировая практика.

МНЕНИЯ

Александр Базанов, директор Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь:

«Мы ждали и рассчитывали, что первый визит Президента России Владимира Путина после инаугурации будет в нашу республику. Это логично, правильно и ожидаемо.

Набирает силу евразийская интеграция. Это многосложное движение вперёд. Мы одинаково понимаем, что основой этого процесса стало Союзное государство. Оно продолжает своё развитие. Но очевидно, что Беларусь и Россия создали союзный проект, положив основу евразийской интеграции.

С повестки дня не снимается вопрос подписания Конституционного акта. Но с учётом того, что теперь мы говорим не о «двойке», а о «тройке» стран, возможно, эти процессы будут синхронизированы. Как это будет происходить, определят политики. Они вовлечены в этот процесс и несут ответственность за принятие решения. Принципы, заложенные в базовом документе о Союзном государстве, постоянно вызывают дискуссии. Подписание Конституционного акта упирается в эту же проблему. Когда мы говорим, что решение вопроса выходит на уровень «тройки» государств, очевидно, что все старые проблемы должны быть пересмотрены под призмой интересов наших стран».

Иван Соколовский, директор Национального пресс-центра Республики Беларусь:

«Наши союзнические отношения имеют широкую и глубокую базу. Нас объединяет многовековая история и дружба. Поэтому первый международный визит российского Президента Владимира Путина после инаугурации в Республику Беларусь закономерен – наши страны близкие союзники, и более ответственного партнёра у нас нет.

Это знаковый визит для дальнейшей российско-белорусской интеграции, и она будет развиваться. Насколько я помню, Владимир Путин заявил, что срок его президентства для него будет сроком реальной интеграции наших стран. Россия уже показала Беларуси, что это такое. Я имею в виду выравнивание цен на энергоносители. Хорошо известны договорённости конца прошлого года по этому вопросу, и для нас это очень важно».

Беларусь не первый раз стала первым зарубежным государством, которое посетил с визитом Владимир Путин после победы на президентских выборах. 16 апреля 2000 года, ещё до инаугурации, он провёл переговоры в формате «один на один» с президентом Беларуси Александром Лукашенко.