Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Депутат Госдумы: Евразийское пространство смотрит в будущее

Мировая экономическая и политическая логика подсказывают, что для России крайне важны процессы объединения на постсоветском пространстве, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин

Мировая экономическая и политическая логика подсказывают, что для России крайне важны процессы объединения на постсоветском пространстве, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин

Гость в студии "Голоса России" - Дмитрий Вадимович Саблин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Интервью провел Артем Кобзев.

Кобзев: У нас в гостях первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин. Говорить мы будем про итоги неформального саммита СНГ. Для начала давайте скажем пару слов о том, чего ждали от этой встречи?

Саблин: Мне очень приятно, что я имею возможность обсуждать данную проблему. Конечно, мы прекрасно понимаем, что это первое официальное мероприятие президента РФ Владимира Владимировича Путина. И то, что первое такое крупное мероприятие связано именно с событиями на постсоветском пространстве, на пространстве СНГ, говорит об основных задачах международной политики Российской Федерации, которые есть сегодня.

Саммит был приурочен в первую очередь к юбилейному саммиту ОДКБ, который посвящен 20-летию подписания соглашений о коллективной безопасности (15 мая 1992 года) и 10-летию ОДКБ.

Очень приятно, что на Совет безопасности ОДКБ, по сути, приехали все руководители стран СНГ. Все приняли участие и обсуждали проблемы на этом неформальном "саммите без галстуков", который проходил 15 мая. Я бы разделил проблемы на две части. Первую часть, естественно, посвятил бы вопросу саммита ОДКБ. И вторую уже непосредственно неформальному саммиту СНГ.

15 мая обсуждались основные проблемы как традиционных, так и нетрадиционных угроз для стран-участников ОДКБ. Тем для обсуждения было много. Мы видим, как в последнее время изменился мир, что происходило, так называемая "арабская весна" в Средиземноморье. Плюс ситуация, которая происходит сегодня в Сирии, потенциал ядерной угрозы Ирана. Бесспорно, они соседствуют со многими странами-участниками ОДКБ и СНГ. Процессы, которые там происходят, мы не можем оставить без участия, потому что любое изменение может вызвать те или иные угрозы.

Также с докладом выступал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, и, естественно, обсуждались вопросы Афганистана, те угрозы, которые мы сегодня каждый день чувствуем на себе. Это в первую очередь связано с производством, сбытом и перемещением наркотиков. Данную проблему нужно решать всем вместе. Могу сказать, что уже на сегодняшний день в Думе 6-го созыва мы ратифицировали практически все вопросы, особенно которые касаются границ, пограничных подразделений Таджикистана и Киргизии. Практически решили все насущные проблемы.

Также мы ратифицирован договор, новый устав ОДКБ, согласно которому нужно быстрее реагировать на те или иные угрозы, которые могут происходить, и которые касаются в первую очередь наших соотечественников.

Во второй части было уже неформальное общение глав государств, которое обычно происходит без определенной заранее повестки, просто общение, обсуждение этих и других проблем. Здесь, конечно, обсуждался основной вопрос - так называемый проект евразийского пространства, который сегодня заключается в созданном Таможенном союзе, куда входят Казахстан, Россия и Беларусь, в Единой экономической комиссии, которая создана в декабре прошлого года, и в потенциальном развитии данного проекта на постсоветском пространстве.

Конечно, вопросов очень много, но такое негласное подведение итогов, которое уже сегодня мы можем сделать, говорит о том, что эти три страны значительно увеличили товарооборот. Причем увеличение товарооборота на 40 процентов - это просто потрясающие показатели, и по сравнению, например, с Европейским экономическим союзом (мы знаем, что там непростые экономические процессы), это большое достижение.

Например, Минский тракторный завод увеличил количество продаваемой продукции на 185 процентов. Это очень серьезные цифры, потому что, бесспорно, товары Беларуси пользуются большой популярностью в Казахстане, это достаточно высокое качество и достаточно низкие цены. Минский тракторный завод, насколько я знаю, уже подписал соглашение об открытии сервисных центров и даже производства на территории Казахстана. Наверное, к этому мы должны стремиться.

Бесспорно, Таможенный союз создавался не на пустом месте, ему предшествовала масса договоров, в том числе и двусторонних. И, конечно же, Союзное государство, которое существует с 1996 года, - это также достаточно большой накопленный опыт. Существуют две основные цели у Таможенного союза, Единого экономического пространства, которое, надеюсь, будет создано, и Евразийского союза, который будет создан 1 января 2015 года. Это свободное экономическое движение капитала, товаров, услуг на данном пространстве и свободное перемещение людей.

Кроме экономических целей, есть цели в первую очередь социальные, гуманитарные, нравственные, где люди, простые граждане на территории данных стран должны себя чувствовать абсолютно комфортно, не должны быть ущемлены в правах. Они должны пользоваться всеми социальными, медицинскими правами, должны свободно обучаться в школах, в институтах и чувствовать себя полноценными гражданами, людьми безо всяких ограничений. Это две основные цели, которые стоят перед будущим Евразийским союзом. Я думаю, как раз на этом саммите была его неформальная презентация.

Кобзев: К вопросу о Евразийском союзе мы еще вернемся, сейчас давайте поговорим о ОДКБ. Накануне этого саммита эксперты ожидали, что на нем может быть принято какое-то решение, которое позволило бы не повториться той ситуации, что сложилась пару лет назад в Киргизии. Когда, по сути, там были погромы, и никто из членов блока никак не вмешался для урегулирования той ситуации. Был ли этот вопрос решен?

Саблин: Я могу сказать, что данный вопрос уже решен. Как я уже сказал, мы в начале сессии Думы 6-го созыва ратифицировали новый Устав ОДКБ, который предполагает, что в случае экстренной ситуации любая страна может принять или оказать помощь государству, входящему в ОДКБ в одностороннем порядке без привлечения других стран, а только ознакомительно поставив их в известность. И если у стран, входящих в ОДКБ, нет возражений, уже непосредственно принимать меры.

Проблема в 2010 году в Киргизии была в следующем. Тогда все семь стран, входящих в ОДКБ, должны были принять решение о том, чтобы направить свои силы быстрого реагирования и попытаться как-то помочь разрешению кризисной ситуации. Сегодня такая процедура значительно упрощена, поэтому для защиты, в первую очередь своих соотечественников, мы бы смогли направить все средства ОДКБ. У нас в Киргизии живет довольно много граждан РФ, русских людей, которые являются гражданами Киргизии, которые нуждались в помощи.

Кобзев: То есть на практике это будет выглядеть так: если, например, в той же Киргизии случаются какие-то новые беспорядки, Россия, уведомив остальных членов блока, направляет туда своих миротворцев?

Саблин: Да, абсолютно верно, так и будет.

Кобзев: Возвращаемся к саммиту СНГ. Саммит неформальный, но приехали все главы стран-членов. Прошлый саммит некоторые из них проигнорировали по разным причинам. Чем это объясняется? Может быть, все дело в том, что они хотели лично поздравить Путина с президентством?

Саблин: Я думаю, что аспектов много. Один из ключевых - это уважение, которое сегодня существует не только на постсоветском пространстве, а и в мире к Владимиру Владимировичу Путину и вообще возрастающему авторитету Российской Федерации. Очень приятно, что приехали представители всех стран СНГ. И мы видим, что первое крупное международное мероприятие нового президента РФ Владимира Владимировича Путина посвящено в первую очередь проблемам постсоветского пространства, проблемам СНГ.

Кобзев: То есть не дальнему зарубежью, а именно нашим соседям.

Саблин: Вы знаете, это правильно. Мне кажется, что глава государства должен уделять внимание в первую очередь тем проблемам в рамках международной политики, где больше всего идет интеграция, проблемам, решение которых наиболее важно для наших граждан, живущих в Российской Федерации.

Кобзев: На той встрече был новый президент Молдавии, возможно, вы можете прокомментировать, как сложились у него отношения с Путиным.

Саблин: Мне сложно сказать об этом. Это, наверное, может сказать сам Владимир Владимирович и президент Молдавии. Но, конечно, мы понимаем, что одна из главных проблем Молдавии - это проблема Приднестровья, которая, бесспорно, будет решаться с участием РФ. Здесь абсолютно естественен приезд президента Молдавии на этот неформальный саммит.

Кобзев : Мы говорили про то, что Путин встречался с новым президентом Молдавии. Кроме того, мы сказали, что обычно неформальные саммиты проводятся за закрытыми дверями. Для прессы - только протокольная съемка. Может быть, у вас есть какая-то "инсайдерская информация", о чем там шла речь? Какие-то подробности, которые ускользнули от новостных агентств?

Саблин : Я, к сожалению, не был на саммите. Он был для глав государств. Слишком большая ответственность - говорить информацию, опираясь на те или иные слухи. Я догадываюсь, что там происходило, но я бы не хотел говорить - вдруг это окажется неправдой.

Кобзев : Мы уже затронули Таможенный, Евразийский союз. Какие сегодня цели у СНГ? Не теряет ли этот союз смысла на фоне создаваемых других блоков?

Саблин : Мы помним, как развивалась ОДКБ. Она развивалась на площадке Договора о коллективной безопасности. Я надеюсь, что рано или поздно в том едином таможенном пространстве и в Евразийском союзе будут находиться все страны, которые входят на сегодняшний день в СНГ, а может быть, и другие.

Политика все-таки меняется. На сегодняшний день мировая экономическая и политическая логика подсказывают, что нам крайне важны процессы объединения на постсоветском пространстве. Яркий пример Таможенного союза подсказывает, что от этого выигрывают все. Здесь проигравших нет. Мы видим, как объединяется Европа. Люди абсолютно разные, разных национальностей, ментальностей, культур, но они живут вместе. Нам быть разъединенными на сегодняшний день вообще нельзя.

При создании Евразийского союза мы должны смотреть на те ошибки, которые были сделаны в Европейском союзе. С одной стороны, ничего нового нет, есть путь, который нужно пройти, чтобы все создать: сначала создавать оболочку, потом наполнить ее содержанием. Мы двигаемся в этом направлении очень быстро. Но, бесспорно, надо смотреть на ошибки Европейского союза. Во многом Евросоюз создавался в угоду тем или иным политическим амбициям и каким-то процессам. Сегодня это сказывается на Греции, на Испании. Они очень проблематичны в первую очередь для этих стран.

Сейчас непонятно, как следует поступать Греции. С одной стороны, она находится в зоне евро. Большая часть товаров, которая употребляется на территории Греции, - это импортные товары. Если Греция выйдет из зоны евро, войдет обратно в драхму, то цены будут просто запредельными. Подобные ошибки мы должны, бесспорно, учитывать, чтобы уровень экономики стран, которые будут входить в Евразийский союз, соответствовал.

Мы однозначно считаем, что экономика Украины абсолютно подходит для Евразийского союза. Я хотел бы передать привет своим соотечественникам, так как я родился и вырос на Украине. Эта страна мне близка и любима. Хотелось бы, чтобы Украина быстрее оказалась в Евразийском союзе. Я знаю, как страдают, как мучаются люди, которые приезжают в Россию, сколько проблем возникает у людей. Я вижу, какие недостатки у них есть в экономическом развитии, и понимаю, насколько динамичнее можно было развиваться Украине и России вместе. Я не сомневаюсь в успехе данного проекта, потому что сама динамика мира очень быстра, и глупо не делать то, что выгодно всем. Будет политическая воля, потому что это воля большинства жителей Украины. Мы надеемся в скором времени увидеть Украину в Евразийском союзе.

Кобзев : Сейчас давайте затронем не очень приятную тему: у нас есть Таможенный союз, СНГ - это наши близкие друзья, наши партнеры. Почему никто из них до сих пор не признал суверенитет Абхазии и Южной Осетии? Лидер как минимум одного государства, близкого нам, это сделать обещал.

Саблин : Действительно, вопрос непростой. Вообще, межнациональные проблемы, которые возникают на постсоветском пространстве, крайне тяжелы. Мы видим, что проблемы также есть в Приднестровье, но они разрешаются. Возможно, и Россия находилась бы в таком же состоянии, как, допустим, Приднестровье или Нагорной Карабах. Просто здесь политическая воля, а может, политическое безумство, заставило православных людей поднять оружие на православных.

Я был в Южной Осетии буквально через неделю после конфликта и видел наши военные городки. Я думаю, примерно то же было в Сталинграде, потому что высота самой высокой стенки не превышала 50-60 сантиметров. Россия была просто вынуждена вмешаться и найти такой путь политического решения. Россия не может допускать, во-первых, чтобы убивали ее миротворцев. Во-вторых, чтобы гибли простые люди - осетины, абхазы. В данной ситуации это был единственный путь решения. Я считаю, что он был абсолютно правильным и необходимым, но надо четко понимать, что эти меры были вынужденными.

Стран СНГ данная проблема коснулась в меньшей степени. Вы помните, в тот момент мы долго обсуждали то, когда напрямую говорили, что Украина поставляла оружие Грузии. Я знаю от товарищей из Верховной рады Украины, что там были достаточно коррупционные, криминальные схемы поставок данного оружия. Это, конечно, было очень неприятно для нас.

Еще раз хочу подчеркнуть, у каждой страны СНГ своя история двусторонних и международных взаимоотношений. Все-таки всегда раны заживают. Данная рана - непростая рана на теле и Грузии, и России, и осетин, абхазов. Но она рано или поздно заживет. Я думаю, что будет найдено политическое решения этой проблемы - признания данных республик либо их вхождение куда-то. В первую очередь должна быть воля народов, которые оказались в такой ситуации.

Кобзев : Возвращаемся к взаимоотношениям с Украиной. Виктор Янукович прибыл в Москву на саммит по личному приглашению Путина. Незадолго до этого посол России Михаил Зурабов утверждал, что приглашение украинскому лидеру - это один из первых документов, которые Владимир Владимирович подписал, вступив в должность. Между тем, Украина до сих пор не ратифицировала Устав СНГ. То есть, по сути, она является участником, а не членом этого Содружества. Почему так?

Саблин : Политическая ситуация на Украине непростая. Страна разделена на несколько частей, но мы традиционно считаем, что на две основных. Одна часть жителей, живущих на Украине, нацелена на европейскую интеграцию. Вторая часть, причем большая, я считаю (могу ошибаться, но я опираюсь на социологические исследования последнего времени), нацелена на пророссийскую интеграцию. Бесспорно, такая же ситуация и с отдельными политиками. Я думаю, что это основная проблема Украины и причина, по которой не ратифицированы те или иные документы.

Могу сказать одно. У нас тоже был ряд документов, которые были не ратифицированы даже аж c 1999 года. Мы буквально недавно ратифицировали Договор о культурных центрах, в котором, по сути, передали Украине здание на Старом Арбате, где находится культурный центр Украины. Сейчас в рамках этого Договора уже идет передвижение средств, материалов, книг. Это не облагается пошлинами, дополнительными налогами, сборами. Таких процессов, того, что сегодня ратифицируется, очень много.

На Украине в октябре этого года будут выборы. Все же депутаты представляют народ Украины. И если будет большинство депутатов, которые в большей степени направлены на пророссийскую интеграцию, я не сомневаюсь, что договор будет ратифицирован.

Кобзев : Янукович давно хотел встретиться с Путиным. Еще он поздравлял его с Пасхой, и их встреча должна была пройти еще даже до инаугурации Путина - так это анонсировалось украинской стороной. Наконец эта встреча состоялась тет-а-тет. О чем шла речь во время этой беседы?

Саблин : Вообще, встреча лидеров, даже тех, которые не имеют общего языка, зачастую проходит даже без переводчиков, без помощников. В этом и особенность двусторонних встреч, особенность общения во время них. Для Виктора Федоровича и Владимира Владимировича эта встреча, бесспорно, очень важна. Конечно, только они знают, о чем был разговор. Я, к сожалению, не знаю.

Кобзев : Мы уже сказали, что вступление в Таможенный союз выгодно и России, и Украине. Более того, сейчас внешнеполитическая конъюнктура для Украины не самая приятная. Из-за дела Тимошенко сорвался саммит в Ялте. Янукович чуть ли не изгой на Западе. С ним не хотят встречаться многие лидеры. Почему Украина не хочет теснее кооперироваться с Россией, не хочет вступать в Таможенный союз?

Саблин : Я надеюсь, что очень скоро Украина все-таки будет в Таможенном союзе. По большому счету, это выгодно всем жителям, которые живут на Украине.

Кобзев : Почему сейчас? Просто какая-то инерция политических элит?

Саблин : Это не инерция. Сейчас жители Украины настроены на европейскую интеграцию. Украина прошла, чтобы там ни говорили, большой путь, направленный на европейскую интеграцию. Но при этом часть настроена на интеграцию с Россией. Это вечный выбор Украины, и боязнь политической элиты расколоть страну, создать проблемы на данном пространстве и вызывает такие замедленные движения, замедленную реакцию. Чем привлекательней будет жизнь в России (она сегодня достаточно привлекательна для украинцев), чем больше будет успехов у России на международной арене, тем быстрее Украина присоединится и к тому же Таможенному союзу. Но этот процесс, бесспорно, неизбежен.