Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

ЕАЭС – ЕС: исторические параллели

Автор: Буркитбай АЯГАН, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории государства

Автор: Буркитбай АЯГАН, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории государства

Источник: Казахстанская правда

Осталось совсем немного времени до того дня, когда Казахстан, Россия и Беларусь подпишут договор о создании Евразийского экономического союза. Основной платформой создания данного союза станет экономический блок.

Объединение стран в союзы в мире дело обычное. Так объединяются в сою­зы арабские добывающие государства, соседи по американскому континенту… Но казахстанцев независимо от веры и национальности больше волнует Евразийский экономический союз, так как будущее страны на долгие годы будет зависеть от тех основ, на которых будет построено именно это интеграционное объединение.

Если суммировать обстоятельства объедения в союз, то их вкратце можно свести к нескольким направлениям. В первую очередь это экономика. Несомненным плюсом должен стать выход отечественных товаров на огромный рынок от Тихого океана до Бреста, то есть непосредственно от дальних берегов Азии до границ Европы. Должен укрепиться отечественный производитель. Результаты, уже полученные в ходе реализации проектов евразийской экономической интеграции – Таможенного союза и Единого экономического пространства, в основном подтвердили и востребованность, и жизнеспособность, а главное – перспективность дальнейшей интеграции, которая должна реализоваться в формате Евразийского экономического союза.

Второе направление касается тех пределов, в которых может быть задета независимость страны. Это очень сложный и чувствительный вопрос. Объективно говоря, не бывает независимости глобальной: в этом мире все страны, даже супердержавы, связаны друг с другом по многим показателям, в том числе и экономическим. Но если говорить о государственном суверенитете, то, как твердо заявляет Президент Нурсултан Назарбаев, его незыблемость – это один из главных принципов формирующегося ЕАЭС.

…Крайне важно для Казахстана, являющегося одним из главных авторов и идейных вдохновителей евразийской интеграции, изучить европейский опыт, что позволит обойти возможные «подводные камни» будущего Евразийского экономического союза.

С какими же сложностями сталкивается Европейский союз?

Не секрет, что процесс интеграции в формате ЕС, особенно в середине 2000-х годов, происходил больше, так сказать, «механически». Только за 3?4 года количество стран – участников этого объединения выросло практически в 2 раза. А такое быстрое и резкое увеличение количества участников заметно нарушило изначальную стабильность так называемой «Старой Европы», то есть тех стран, которые стояли у истоков этого объединения.

В связи с этим нормативная база ЕС на сегодня требует большой доработки и оптимизации исходя из возникших реалий. Это связано с тем, что многие фундаментальные направления не были изначально оговорены, документально закреплены и опробованы.

Несмотря на видимое единство внутри ЕС, нередко возникают конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа» и «Новая Европа», чьи устремления не всегда совпадают. Это все обусловлено внешнеполитическими противоречиями между членами Европейского союза.

Другая проблема Европейского союза связана с историческими и культурными расхождениями между странами-участницами. До сих пор ЕС находится только на начальной стадии создания модели общеевропейской идентичности. Это иногда приводит к афишированию исторических обид между странами.

Кризисные явления в экономике выступают одним из самых ярких факторов, который заметно нарушает модель стабильного функционирования Европейского союза. Финансовый кризис в конце 2000-х годов выступил причиной роста противоречий среди стран Евросою­за. Фактически участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса, что пошатнуло доверие к процессу интеграции и значительно увеличило количество евроскептиков.

В свете вышесказанного интересно проследить деятельность Европейского союза в политическом управлении глобальными финансами. Российский ученый, профессор кафедры МГИМО Марина Стержнева подчеркивает глубокую трансформацию деятельности финансовых институтов. Кризис 2008 года внес большие коррективы и выявил определенные противоречия между «южанами» (Франция и Германия прежде всего) и «северянами» (Велико­британия). Примечательно, что активное участие в дебатах о роли «южан», «северян» и самих США принимали граждане этих государств. Под давлением правительств хедж-фонды, управлявшиеся из Лондона, были ослаблены, и в 2011 году была принята специальная Директива об управляющих фондами, что позволило повысить степень участия других членов Евросоюза. Еще одним объектом регулирования на европейском уровне были избраны кредитно-рейтинговые агентства (КРА), и введены даже «паспорта» для регистрации деятельности.

Принятые меры вкупе с другими поз­волили стабилизировать и упорядочить финансовые рынки. С 2010 года была введена и система двухуровневой схемы финансового управления.

И в целом страны Евросоюза постоянно корректируют свой курс по управлению экономикой и ресурсами, что делает экономику этих стран привлекательной.

Этот экскурс видится необходимым, чтобы показать, что с созданием Евразийского экономического союза дается только старт деятельности нового объединения. Основные же вызовы нас ожидают впереди. Поэтому и юристам, и финансистам надо быть готовыми к долгой и кропотливой работе.

Примечательно, что ряд казахстанских аналитиков и дипломатов внимательно изучают опыт создания и функционирования Евросоюза. К списку таких ценных работ я бы отнес работу профессора Берлина Иришева «Путь в Европу. Евросоюз: опыт интеграционной модели (эволюция, ценности и проблемы)», изданную в 2009 году. Автор в своей фундаментальной книге подчеркивает, что рождение европейского сообщества было долгим и трудным.

Начало созданию Евросоюза было положено в Париже (1951 год), когда было создано Европейское сообщество угля и стали. В 1957 году были подписаны римские соглашения «шестерки», а затем в 1960 году – Стокгольмская конвенция о свободной торговле. Ключевым этапом в создании новой единой валюты стали Маастрихтские соглашения (1993 год), а затем Лиссабонская стратегия (2000) и Берлинская декларация (2007). Таким образом, согласование деталей договора заняло около 60 лет. И в целом Евросоюз основывается на двух фундаментах Европейской интеграционной модели: либерализме и социальной поддержке населения. И притягательность Евросоюза кроется в справедливом и устойчивом балансе интересов.

В «предбаннике» Евросоюза выстроился целый список претендентов, среди которых выделяется Турция, подавшая заявление еще в 1987 году. В настоящее время ряд стран бывшего СССР (Молдова, Грузия) также стремятся попасть в Евросоюз.

Как и любое другое громоздкое образование, Евросоюз имеет немало финансовых и политических проблем. Но демократизм и открытое обсуждение позволяют ему своевременно решать возникающие сложности.

…Предстоит приложить огромные усилия, чтобы независимый, светский и демократический Казахстан нашел достойное место в строящемся Евразийском экономическом союзе. Уже сегодня ясно, что новое объединение принесет нашей стране и ожидаемые плюсы и потребует решения различного рода экономических и политических проблем.

А опыт создания и история Евросоюза позволяют более глубоко и всесторонне рассмотреть набирающий темпы процесс евразийской интеграции и безболезненно преодолеть возможные трудности.