Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Праволиберальные фобии на тему Союза

Воспоминание о Дали приходит на ум сразу по прочтении двух-трех либеральных российских изданий. Наблюдаемый на их страницах аффективный переполох – караул!!! белорусский опыт приживается в кремлевских коридорах – сродни «Предчувствию гражданской войны». Те же, что и на полотне Дали, причудливые линии. Тот же лишенный рационального начала «монтаж» несовместимых вещей в единое целое. Наконец, то же безысходное ощущение идеологического разлада со стремительно меняющимся миром. 

Воспоминание о Дали приходит на ум сразу по прочтении двух-трех либеральных российских изданий. Наблюдаемый на их страницах аффективный переполох – караул!!! белорусский опыт приживается в кремлевских коридорах – сродни «Предчувствию гражданской войны». Те же, что и на полотне Дали, причудливые линии. Тот же лишенный рационального начала «монтаж» несовместимых вещей в единое целое. Наконец, то же безысходное ощущение идеологического разлада со стремительно меняющимся миром. 

Очевидно, что московские «либералы»-западники отнюдь не всесильны как ранее и к тому же чем-то сильно напуганы. Быть может арестом М.Ходорковского и марш-броском «питерских» во власть? Или административной реформой В.Путина, решившего, что настало время ограничить «суверенитет» региональных начальников? Или предчувствием, что слухи о продолжении карьеры ВВП после 2008 года все-таки не просто «слухи», а нечто большее?

            Наверняка, на умонастроениях приверженцев «светлой тропы» на Запад сказались все эти фобии одновременно. И еще некоторые другие. Отсюда и интуитивное (наверное, классовое чутьё!) обнаружение «белорусского» и даже «союзного» влияния на российскую централизацию власти. Избежать искушения обвинить в крахе либерализма в России внешние силы (читай, Беларусь) демополитики явно не смогли. Уж слишком «дорога» им союзная тема.

В изложении «Еженедельного журнала» коварство белорусско-российского интеграционного проекта выглядит следующим образом. «Белоруссия является подсознанием России. Россия и Белоруссия смотрятся друг в друга, как в зеркало. Чего больше – сходства или различия?»

Оказывается, что больше «сходства». При всех сохраняющихся (и всегда существовавших) различиях. От этого у колумниста «Журнала» мурашки по коже бегут: «Не без некоторого внутреннего содрогания приходится слышать-читать что-нибудь о гипотетическом союзе с бывшей братской, ныне более чем независимой, а в каком-то неопределенном, но, кажется, опасно близком будущем снова братской Белоруссией».

И уж совсем в панику автора вгоняет следующее предположение: «В Кремле с нескрываемым интересом следят за успехами белорусской властной вертикали, конструкция которой в России все больше напоминает минскую». От такого озарения  можно и либеральный рассудок потерять.

А вот еще одно заключение в этом же ключе. «Эволюция всех политических концепций Кремля — и внутренних, и внешних — идет в русле идеологии Лукашенко». Автор «наблюдения» директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. Известный человек в «либеральных» кругах.

Вот только не стоит забывать, что тревожащие некоторых в Москве современные симптомы российской политики в самой Беларуси напрочь отсутствуют. «Питерские чекисты», например, не водятся. Олигархи тоже. Поэтому первые вторых в кутузку не определяют. А самое главное нет причины конфликта – необходимости ревизировать итоги спешной «семейной прихватизации».

Относительно административной реформы, затеянной Кремлем, параллели тем более неуместны. Россия – федеративна, и центр стремится обуздать розданный в свое время Б.Ельциным «суверенитет». «Бери, кто, сколько хочет», – похоже, закончился.

Беларусь – унитарна. Проблемы по линии центр-регионы нет по определению. Нет, соответственно, и опережающей реформы, которую по логике смотрящих на Запад, в Беларуси как на полигоне должен был отработать Кремль.

На самом деле представлять белорусско-российские интеграционные процессы расхожей фразой «хвост вертит собакой» – чистейшей воды абсурд. Неужели здравой может быть признана идея, что маленькая десятимилионная Беларусь, выражаясь словами Президента РФ, – «три процента от российского ВВП», стала законодательницей мод на кремлевском политическом дворе? Это, какие ж надо иметь ресурсы (в том числе финансовые), чтобы экспортировать свой идеологический продукт в огромную страну, насаждать его в умах высших чиновников, влиять на заключения аналитических центров?

Масштаб подобной политической акции не поддается воображению, если конечно мыслить категориями реальной политики. Быть рационалистом и прагматиком.

Если же окунуться в стихию подсознательных идеологических стереотипов, стать ее добровольным пленником, может привидеться и не такое. Помнится американский генерал Джеймс Форрестол, повредившись рассудком на почве советской военной угрозы, с криком «Русские танки идут!» выбросился из окна военного госпиталя.

Русские танки на родине генерала так и не появились.