Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

США подыскивают геополитические инструменты по созданию вокруг Россиеи "санитарного кордона"

Довольно много информационного шума наделал так называемый региональный саммит стран ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), прошедший 22 апреля в столице Молдовы Кишиневе. Еще за несколько дней до его начала предполагаемый пятый участник данного саммита – Узбекистан – в лице своего руководителя Ислама Каримова наотрез отказался участвовать в работе форума. Не помогли даже настойчивые уговоры грузинского премьера Зураба Ногаидели, специально прилетавшего в преддверии саммита в Ташкент и обещавшего Каримову всяческое содействие в транспортировке на Запад узбекского хлопка через грузинские черноморские порты. Долго размышлял, ехать или не ехать в Кишинев, и Ильхам Алиев. В конце концов, сработала восточная хитрость: президент Азербайджана совместил свое участие в саммите с давно планировавшимся официальным визитом в Молдову.

Довольно много информационного шума наделал так называемый региональный саммит стран ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), прошедший 22 апреля в столице Молдовы Кишиневе. Еще за несколько дней до его начала предполагаемый пятый участник данного саммита – Узбекистан – в лице своего руководителя Ислама Каримова наотрез отказался участвовать в работе форума. Не помогли даже настойчивые уговоры грузинского премьера Зураба Ногаидели, специально прилетавшего в преддверии саммита в Ташкент и обещавшего Каримову всяческое содействие в транспортировке на Запад узбекского хлопка через грузинские черноморские порты. Долго размышлял, ехать или не ехать в Кишинев, и Ильхам Алиев. В конце концов, сработала восточная хитрость: президент Азербайджана совместил свое участие в саммите с давно планировавшимся официальным визитом в Молдову.

Первое, что бросается в глаза – большинство членов ГУАМ (без Узбекистана именно так стоило бы именовать данное межрегиональное образование) зависят от российских энергоносителей, однако ни один представитель России не получил приглашения приехать на саммит даже в качестве наблюдателя. Очевидно, что российская сторона не может не придавать этому значения. Тем более, что окраска и тон саммита, особенно вопросы, связанные с распространением экономически слабых, но политически амбициозных "победивших демократий" на постсоветское пространство, а также потенциальная возможность расширения самого ГУУАМ за счет таких стран, как Румыния, Польша и Болгария, – не могут не заставить Москву (которая позиционирует себя в качестве лидера в СНГ) не задуматься о негативных трансформациях на постсоветском пространстве.

Второе, что нельзя было не заметить, касалось того факта, что все участники нынешнего ГУУАМа имеют нерешенные территориальные конфликты, которые Грузия (Абхазия и Южная Осетия), Молдова (Приднестровье), Азербайджан (Нагорный Карабах) пытались решить в рамках данного саммита при помощи Украины, которая заявила о себе, как о региональном лидере. Тон в этом направлении на саммите задавал президент Молдовы Воронин, продекларировавший, что "ГУУАМ улучшит имидж на международной арене, если решит проблемы территориального сепаратизма". В итоге президенты Азербайджана, Грузии и Молдовы после обстоятельной беседы объявили, что их страны со временем представят в ООН проект резолюции о вооруженных территориальных конфликтах.

В принципе за всеми этими возможными геополитическими трансформациями, по мнению аналитиков, стоят гипертрофированно амбициозные США, которые еще в 90-х годах прошлого века инициировали создание    ГУУАМ. Сегодня Штаты реанимировали эту идею и дали понять, что видят в ГУАМ инструмент сохранения "демократических тенденций" и "закрепления контроля над богатыми газом и нефтью регионами". При этом США пытаются играть в демократию с большим размахом и хорошо поставленной демагогией. Посетившая недавно Москву госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что "США, как и России, необходимо экономически закреплять свои позиции на пространстве бывшего СССР. Это игра, в которой нет проигравших". Однако проигравшие все-таки могут быть. По мнению грузинского политолога Рамаза Сакварелидзе, американцы рассматривают ГУАМ как средство отдаления от России всех остальных государств – членов СНГ и создания возле ее границ санитарного кордона от моря до моря с участием черноморских и балтийских стран.

В общем-то, это и подтвердили высказывания президента Грузии Михаила Саакашвили, который, являясь проводником американской линии, в свойственной ему манере революционной истерии заявил в Кишиневе о том, что "ГУУАМ… может стать "дугой стабильности" в Балтийско-Черноморском регионе, которая должна помочь в решении конфликтов".

Симптоматично, что президент обнищавшей страны, полтора миллиона населения которой эмигрировало в поисках заработка (при огромной безработице в Грузии в среднем доход на душу населения составляет 7 долларов США), в последнее время пытается учить жить не только Россию, но и Беларусь.

В целом, оценивая итоги саммита и сделанные на нем заявления, создается впечатление, что у каждой из стран, заявивших о своем участии в работе ГУУАМ, было неафишированное желание максимально дистанциироваться от России (несмотря на то, что она является фактически единственным энергетическим донором для большинства стран-участниц саммита). То есть политизированные вопросы, упакованные в красивую обертку "демократических ценностей", брали на форуме ГУУАМ верх над экономическими реалиями. Как ни странно, но основным защитником России на саммите выступил президент Румынии Траян Бесеску. "Россия является очень серьезной политической силой в регионе стран ГУУАМ, – сказал он. – И многие проблемы нужно решать с Россией, находя с ней консенсус".