07.04.2006
В своем докладе «Рисуя карту будущего» эксперты Национального совета по разведке США отмечают, что в ближайшие 15 лет Соединенные Штаты останутся ведущим игроком на мировой арене. Только два фактора могут поставить под сомнение доминирующую роль Вашингтона – это решительность противодействия «демократической империи» со стороны других стран и утрата американцами научно-технического превосходства.
В экономической сфере XXI век будет веком Азии. В полный голос заявят о себе Китай и Индия, подобно тому, как это сделали Германия в XIX и США в XX веке. Прогнозируется, что китайский ВНП выйдет на второе место в мире после США, а индийский может превзойти ВНП крупнейших европейских стран. Результаты и последствия нового мирового экономического баланса будут зависеть от того, как КНР и Индия распорядятся своим могуществом, изберут ли путь сотрудничества или конкуренции с другими игроками. В этой связи перед выбором эффективной модели взаимодействия находятся многие экономические лидеры современности, прежде всего Япония, которая впервые за несколько столетий де-факто окажется в положении «обороняющегося».
Российский потенциал авторы доклада рассматривают в основном в нефтегазовых ресурсах. Целый ряд негативных факторов (демографический кризис, социальные проблемы, нестабильность на южных границах, которая будет и впредь проявляться в виде терроризма, проявлений исламского экстремизма и эндемичных конфликтов) не позволят России вернуть статус «супердержавы» с глобальными внешнеполитическими интересами. Вместе с тем, несмотря на ограниченность возможностей «Москва скорее всего будет важным партнером» для других ведущих игроков.
В результате дальнейшей трансформации международных отношений традиционные геополитические разграничения «Восток-Запад», «Север-Юг» утратят свое значение. В мире мегаполисов, связанных сетью торгово-финансовых отношений и телекоммуникаций, межгосударственные союзы будут не столь закрытыми и устойчивыми, как раньше.
Аналитики прогнозируют изменение характера глобализации, которая перестанет носить форму «американизации» и будет ассоциироваться с бурным распространением транснациональных корпораций с преимущественным участием азиатского и бразильского капитала. США, Япония и Западная Европа, впрочем, могут сохранить лидерство в международных политических и финансовых институтах.
Пожать положительные плоды глобализации смогут те страны, которые обретут доступ к новейшим технологиям (нано-, био- и информационным). Остальные будут все больше отставать, если не создадут условия для внедрения таких технологий: перейдут на разумное государственное управление, проведут рыночные реформы и обеспечат всеобщее современное образование.
Мировая экономика к 2020 году разбухнет на 80% по сравнению с началом столетия. За этот же период в полтора раза возрастет доход на душу среднего жителя планеты, во столько же раз возрастет потребление энергии (за предыдущие 20 лет оно увеличилось на 34%), причем доля нефти в нем увеличится. По мнению аналитиков, при условии достаточных инвестиций энергоресурсов должно хватить, хотя опасения вызывает политическая нестабильность в основных перспективных регионах добычи углеводородов - Каспий, Венесуэла и страны Западной Африки.
Одним из проявлений нестабильности может стать частичный откат от «демократизации» в республиках на постсоветском пространстве и в странах Юго-Восточной Азии, где «демократизация так и не пустила корней». Опасность крупных международных конфликтов оценивается экспертами как невысокая, но полностью их исключать нельзя. В связи с этим упоминается «тайваньская проблема» и противоречия Индией и Пакистаном.
Ислам как политическая сила может материализоваться в транснациональной форме, не исключают авторы. А экстремистские исламские группировки могут сомкнуть ряды в некоторых странах с местными сепаратистами. Повышается риск террористических актов с применением оружия массового поражения, в первую очередь биологического.
В отличие от аналитиков американской разведки известный специалист по международным вопросам, бывший советник президента Картера по национальной безопасности и старый враг СССР Збигнев Бжезинский в настоящее время всерьез озабочен будущим Соединенных Штатов. Рассматривая политику США через призму тезиса историка А. Тойнби, что причиной крушения любой империи в конечном итоге становятся «самоубийственные действия ее лидеров», он считает, что администрация Джорджа Буша своими действиями активно способствует тому, что США в ближайшее время могут утратить привычную для себя роль мирового лидера.
Геополитик подверг жесткой критике интервенции в Ираке, из-за которой Соединенные Штаты подвергаются критике по всему миру. На Ближнем Востоке Америка уже воспринимается как «наследница» британского империализма и союзница Израиля в его политике вооруженных репрессий против арабов.
По его мнению, сегодня, однако, требуется нечто большее, чем пересмотр задач США в Ираке. Упорное нежелание администрации учитывать политические корни террористической угрозы лишь способствует сочувственному отношению мусульман к террористам. Попытки убедить американцев в том, что главным мотивом террористов является абстрактная «ненависть к свободе», а их действия определяются враждебностью ко всей западной цивилизации - не более, чем самообман. Объекты ударов террористов несомненно, связаны определенной политической закономерностью. Все они являются союзниками и «клиентами» США, участвующими в разрастающейся военной интервенции на Ближнем Востоке. Острое чувство политической враждебности по отношению к Америке, Британии и Израилю побуждает не только жителей Ближнего Востока, но и уроженцев таких удаленных от него стран, как Эфиопия, Марокко, Пакистан, Индонезия и даже государства Карибского бассейна, пополнять ряды террористов.
От нынешней политики страдают и усилия США в борьбе с распространением оружия массового поражения. Видя, что против слабого в военном отношении Ирака Вашингтон применил вооруженную силу, а по отношению к обладающей ядерным оружием Северной Корее ведет себя куда осторожнее, иранцы лишь укрепляются в убеждении, что свою безопасность они способны обеспечить, только превратившись в ядерную державу. Более того, из-за недавно принятого Вашингтоном решения помочь Индии в осуществлении ее ядерной программы, обусловленного в основном стремлением обеспечить поддержку этой страной войны в Ираке и превратить ее в «бастион» против Китая, Америка стала выглядеть пособником распространения ядерного оружия «для избранных».
Эти политические дилеммы усугубляются падением нравственного авторитета США в мире. Выяснилось, что страна, десятилетиями громогласно выступавшая против политических репрессий, пыток и иных нарушений прав человека, сама использует методы, явно несовместимые с уважением к человеческому достоинству (Примеры Гуантаномо и Абу-Грейб).
Особую озабоченность вызывает тот факт, что страны, связанные с Америкой традиционными узами дружбы, сегодня в открытую критикуют ее политику. В результате многие государства ряда регионов мира - Восточной Азии, Европы, Латинской Америки - уже стремятся к созданию региональных альянсов, менее привязанных к существующим схемам сотрудничества с Соединенными Штатами. Геополитическая «отчужденность» в отношении США может превратиться в постоянную и опасную черту будущего мироустройства.
Демонстрируя убежденность и последовательность своих взглядов стратег разрушения СССР и развала России З. Бжезинский отмечает, что тенденция ослабления авторитета Вашингтона в мире особенно выгодна традиционным недоброжелателям и будущим соперникам Америки. За провалами США «злорадно» наблюдают со стороны Россия и Китай: Москву вполне устраивает, что враждебность мусульман сегодня вызывают не ее собственные преступления в Афганистане и Чечне, а действия США, и, кроме того, она хотела бы втянуть Америку в некий «антиисламский» альянс. Пекин же прилежно следует рекомендациям древнего мудреца Сун Цзы, учившего, что лучший способ добиться победы - это выждать, пока противник сам не нанесет себе поражение.
Таким образом, «за последние четыре года команда Буша вполне реальным и весьма опасным образом подорвала, казалось бы, гарантированное американское первенство на международной арене, превратив контролируемую, пусть и серьезную, угрозу в основном регионального происхождения в источник катастрофического международного конфликта». Валерий Петров - историк, политолог.