Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Ирак. Большая рокировка

Памятные даты меняют свой цвет. Кому-то рвут нервы, а для кого-то надежда – побороть прошлое и найти завтрашний день. Шесть лет назад США вместе с ретивыми союзниками вторглись в Ирак. Операцию «Шок и трепет» испытали на себе. Для США Ирак был трамплином -- подчинить Большой Ближний Восток и сделать его своим сырьевым придаткам.

Памятные даты меняют свой цвет. Кому-то рвут нервы, а для кого-то надежда – побороть прошлое и найти завтрашний день. Шесть лет назад США вместе с ретивыми союзниками вторглись в Ирак. Операцию «Шок и трепет» испытали на себе. Для США Ирак был трамплином -- подчинить Большой Ближний Восток и сделать его своим сырьевым придаткам.

Получилось? В чем-то да, но в главном проиграли. Американские нефтяные компании вгрызлись в «черное золото», однако будущее от них уходит. У американцев зубы источились, и не в силах удержать отхваченный кусок. Ирак видит себя не марионеткой, а суверенным государством. Никому не доверит свою судьбу.

Хлебали суп ножом

Нападение состоялось 20 марта 2003 года. Американцы были уверены, что «крестовый поход» не продлится больше двух недель. Ракеты пропахали танкам дорогу на Багдад, чемоданы с долларами обезоружили продажных генералов Саддама Хусейна, репортеры опережали события и трубили о «начале конца». Джордж Буш не отставал. За месяц до вторжения подписал секретный документ «Национальная стратегия победы в Ираке». Все было прописано, но разработчики оставили себе отдушину: предупредили президентскую команду, что задуманные акции могут растянуться на годы.

Буш знал, что среди экспертов есть осторожные и осмотрительные люди, но им не хватало того, чем он обладал. Техасец говорил избирателям, что каждодневно общается с Богом и сверяет свои шаги. Ирак расстелется перед США, как скатерть-самобранка... Спустя сорок дней с момента вооруженных действий произнес на борту авианосца «Авраам Линкольн» историческую речь «Миссия выполнена». Заявил, что успех безусловный и окончательный. Все, чего добивалась Америка, реализовано. Пора давать победный салют. У США достаточно сил, чтобы навести порядок на планете...

Минул всего год, и победитель разучился говорить взахлеб. Признал, что несет личную ответственность за неудачи. Небо как-то забыло своего подвижника, выручит, однако, казино. Буш приказал раздать солдатам колоды «иракских карт». Саддама Хусейна и его соратников изобразили на пиковых и бубновых тузах, чуть поменьше фигуры впечатали в трефовых королей и валетов. Ушедших в подполье игроков выследят. Террористов не больше пятидесяти двух -- сколько карт в колоде... Их разыграют и спишут.

Произошло нечто другое. Не полсотни обреченных саддамовцев, а тысячи и тысячи иракцев вступили в войну с оккупантами.

Кому и зачем?

Агрессорам нужен повод. Буш потребовал от Пентагона сочинить страшилку: Ирак имеет ядерное оружие и нет иного средства спастись от смертельной опасности, как захватить тайные арсеналы. Багдад готовит «атомный смерч»... По заданию Вашингтона Европу запугивал Энтони Блэр. Придумал «ужастик»: в течение сорока пяти минут Саддам Хусейн выведет на старт урановые боеголовки. Что-то похожее было в гитлеровских памятках: «Чем проще вздор, тем успешнее результаты...»

Кому это нужно? 17 марта 2003 года состоялось заседание британского правительства и было принято решение -- участвовать в войне. Оппозиция требует опубликовать стенограмму: кто задумал вторгнуться в Ирак. Страна должна знать, что произошло «за закрытыми дверями». Судебная палата по информационным спорам обязала кабинет Гордона Брауна обнародовать засекреченные материалы, но Джек Стро, министр внутренних дел, возглавлявший шесть лет назад дипломатическое ведомство, наложил вето.

Британия возмутилась: почему хранят неприглядные и, скорее, позорные секреты? По какой причине Блэр вслед за Бушем призывал действовать без санкции ООН? Ответы есть -- их невозможно держать под колпаком. В беседе с корреспондентом гамбургского журнала «Шпигель» Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии в области экономики, сказал: «Единственными, кто до сих пор извлекал выгоду из этой войны являются друзья Буша из нефтяной промышленности. Он соазал и американской, и мировой экономике плохую услугу, но его приятели из Техаса на седьмом небе от счастья. Они зарабатывают больше всего при высоких ценах на нефть. Сейчас их прибыли достигли рекордного уровня».

Разоблачил добытчиков, но добыча оседает не только в их карманах. Ирак снабжал нефтью Европу и Японию, что не очень беспокоило США. Но в ноябре 2000 года Саддам Хусейн бросил вызов: стал продавать нефть за евро вместо долларов. Вашингтон не мог смириться. Его обходят, выталкивают из валютной корзины, замахиваются на главенствующую роль в мировом рынке. Цель ясна: затруднить европейским конкурентам доступ к иракской нефти, погрузить их в кризис и наступить на пятки Индии и Китаю. Кто контролирует энергоресурсы, тот командует чуть ли не всем миром.

Кое-чего добились. В городе Эрбиль на север Ирака шикарные отели находятся под охраной каменных оград, пулеметов и мешков с песком. Апартаменты заняты: съезжаются дельцы, которых привлекают нефтяные месторождения вблизи Мосула и Киркука. В Ираке добывать «черное золото» легче легкого: один доллар за баррель, когда, скажем, в России обходится в десять раз дороже. Правда, нефтяные фонтаны горят и взрываются подземные магистрали. Рисковое занятие... Замысел заключался в том, чтобы снизить цены на нефть и опрокинуть соперников. Страны-экспортеры Россия, Венесуэла и Иран должны уйти в тень... Но подрезали самих себя. Американцы запутались и попали в капкан.

Заполнить вакуум

Вашингтон при поддержке Тель-Авива собирался превратить Ирак в «стартовую площадку» для вторжения в Иран. Но иллюзии рассеялись. «Придерживаться избранного пути», как призывал Буш, нет сил, и Барак Обама заявил, что к осени выведет войска из Ирака. Не целиком. По крайней мере до конца 2011 года останется 50-тысячный оккупационный корпус. Зато союзники не засиживаются: 16 стран, приславших в Ирак то ли десяток-другой военнослужащих, то ли несколько тысяч, хотят одного -- уйти как можно быстрее. Американцы сокращают свое присутствие, но сохраняют военные базы. Понятно, для чего -- держать Багдад на поводке.

Президент Ирака Джаляль Талабани осудил происки бушистов, но Обама недалеко от них ушел: «США рассматривают Ирак как свою новую колонию, в которой они вводят свои законы, игнорируя тот факт, что нас следует уважать как суверенное государство. Это оскорбляет народ Ирака. США не вправе устанавливать порядок жизни иракцев. Это вне их компетенции. Ирак -- независимая страна. Иракский народ в состоянии управлять страной, а отсутствие безопасности объясняется тем, что у нас связаны руки».

Опытный и харизматичный политик прав. Грубое вмешательство США во внутренние дела Ирака привело к тому, что возникли линии разлома. В стране всегда тлели конфессиональные и этнические противоречия, они, однако, обострились. Противоборство религиозных течений в исламе Саддам Хусейн разрешил по-своему: сунниты получили власть, а шиитов, которых около 65 процентов, преследовал и давил. Американцы произвольно меняли их роли. Поначалу опирались на шиитов, а затем «вспомнили» суннитов и стали продвигать их во временное правительство.

Юг страны, где преобладает шиитское население, считает своей столицей не Багдад, а Басру. Экстремисты с одной и с другой стороны провоцируют кровавые столкновения. Неспокойно и на Севере. Курды контролируют нефть и принимают собственные законы -- подчеркивают свои федеративные права. Происходят, однако, заказные взрывы и убийства. В этом, возможно, повинны подпольные арабские группы. Это усиливает подозрения и неприязнь, шииты, сунниты и курды отдаляются друг от друга и стране угрожает распад...

Надежда на лучшее жива. Ирак нашел крепкого и надежного союзника. Тетеран не допускает мысли о расколе соседней страны. Если в Ираке вспыхнет гражданская война, это погрузит Ближний Восток в хаос и рассорит арабские государства. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад убежден, что ползучие угрозы пришли из-за океана: «Дестабилизация обстановки и всплеск насилия в Ираке является следствием политики иностранных оккупантов».

Год назад Ахмадинежада восторженно встретили в Багдаде. Вместе с Талабани они поклялись углублять братские отношения. Подписан пакет соглашений, которые вырвут Ирак из экономического развала. Тегеран предоставил кредит в миллиард долларов, выразил готовность поставлять электроэнергию в северные и центральные районы и проложить нефтепровод между Басрой и иранским городом Абадан. Иранцы восстановили в Наджафе шиитскую святыню мечеть имама Али, построили поликлинику, телекоммуникационный центр и электростанцию.

Ахмадинежад сказал главное: Иран заполнит тот вакуум, который возникнет в Ираке с уходом американских войск. Эту инициативу поддержали Турция и Сирия. Государства, заинтересованные в мире и сотрудничестве, согласны с иранским лидером: «Развитый, сильный и сплоченный Ирак выгоден всем нам». Интервенция стала для иракцев тяжелым испытанием. Листать книгу легко, но открыть новую страницу своей истории потребует немалых усилий.

Игорь ЛИСТОПАД