Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Афганистан. Что посеешь, то и пожнешь...

Семь с половиной лет назад США ввели в Афганистан свои войска -- подчинить непокорную страну и взять под контроль сырьевые ресурсы Центральной Азии. Прогорели. Ищут выхода из тупика, но не в состоянии расстаться и иллюзиями -- все надежды на военную силу.

Семь с половиной лет назад США ввели в Афганистан свои войска -- подчинить непокорную страну и взять под контроль сырьевые ресурсы Центральной Азии. Прогорели. Ищут выхода из тупика, но не в состоянии расстаться и иллюзиями -- все надежды на военную силу.

В марте состоится в Москве международная конференция с привлечением всех государств, заинтересованных в разрешении «афганской проблемы». США хотят сохранить за собой главенствующую роль, но запутались и потеряли инициативу. Мир в Афганистане невозможен без политического диалога между враждующими сторонами и восстановления разрушенной страны.

Знания -- в прицеле

Для американцев это стало привычным явлением -- воевать с собственной тенью. Поддерживали Саддама Хусейна в конфликте с Ираном, снабжали оружием и прикрывали с воздуха, а затем организовали «крестовый подход» на Багдад. Не менее странная история с Мохаммадом Омаром. ЦРУ помогло ему создать «Талибан». В 1980-х он добровольцем принимал участие в боях с советскими частями, попал под ракетный обстрел и лишился правого глаза. Завершил религиозное образование, стал муллой и называл себя талибом -- искателем знаний.

США нашли союзника. Построили на территории Пакистана учебный лагерь, не жалели средств и амуниции, и в 1994 году с помощью американских военных инструкторов появились боевые исламистские формирования. Афганистан был беззащитен -- ельцинская Россия бросила на произвол левое правительство в Кабуле. США добились своего, но вопреки ожиданиям оказались в ловушке. Талибы отстранились от покровителей. В октябре 2001 года Пентагон пропахал страну ракетами и заставили вчерашних друзей уйти в горы. Американцы привезли «в рюкзаке» Хамида Карзая. Делал бизнес в США и стал назначенцем -- в звании президента должен был обслуживать интересы Вашингтона.

Произошел резкий откат. Оккупационный режим оттолкнул афганцев. Ставленники США наживались и жировали, а страна погрузилась в нищету. «Победители» вели себя трусливо и подло. Как только привидится опасность, уничтожали ракетами и бомбами целые селения. В прошлом году убили более 2100 мирных жителей. Расстреляли деревенскую свадьбу, снесли блок-пост правительственных войск, наносили удары наугад... Неудивительно, что афганская молодежь потянулась в ряды «Талибана». Он вновь завоевал страну. Под его властью сельские местности и многие города. «Воины джихада» действуют в Кабуле: подвергается обстрелу резиденция Хамида Карзая. Его особняк окружен бетонными блоками и ключей проволокой, круглые сутки дежурят сотни охранников, и президент держит себя «под домашним арестом».

С приходом Барака Обамы Белый дом выбрал своим «приоритетом» афганское направление -- увеличить к концу года численность американских войск до 55 тысяч. Наблюдатели оценивают эту «спасительную акцию» как фарс. Нужна по крайней мере 100-тысячная армия, но участники коалиции, в первую очередь немцы, испытывают неудержимое желание поскорее уйти. Афганистан провален и пора из него выбираться.

Фронт без тыла

В отрогах Гиндукуша, где идут жаркие бои, пришельцы не продвинулись ни на шаг. Сейчас внимание -- на Пакистане. Похоже, ищут здоровья на дне бутылки, но это всего лишь похмелье. Американцы спохватились: вдоль афганской границы располагаются на пакистанской стороне лагеря талибов. Пограничных столбов нет, и пуштуны, живущие в соседних странах, считают себя единым народом и симпатизируют «искателям знаний». От перевала Хайбер и вплоть до Пешавара в Пакистане беспрепятственно хозяйничают талибы. Это стало для Пентагона неустранимой угрозой.

США доставляют в порт Карачи 75 процентов оружия и снаряжения, в которых нуждаются коалиционные силы. Каждую минуту Вашингтон тратит 2 миллиона долларов на оккупационный корпус, но эти средства кормят и «перехватчиков». Даже с вооруженной охраной транспортом трудно одолеть путь в Афганистан. Повсюду, особенно в Хайберском проходе, происходят нападения. Канал снабжения перестает работать, и рушатся оперативные планы.

В январе Белый дом ввел должность специального представителя президента США по Афганистану и Пакистану. Им стал Ричард Холбрук, который заканчивает шестой десяток, но прослыл мастером закулисных сделок. В 1990-е кроил Балканы -- дружил со Слободаном Милошевичем и давал ему «полезные советы», зная, что готовится бомбардировка Белграда. Проводил многих сербских патриотов в гаагский трибунал. Был искренен только с Саакашвили. После преступного вторжения в Южную Осетию прилетел в Тбилиси, чтобы обнять дорогого Мишу и похвалить за «демократичность и проамериканскую политику»...

Его первейшая задача -- включить Исламабад в «антитеррористическую деятельность». Вряд ли это получится. Американцы скинули пакистанского президента Первеза Мушаррафа -- не смог справиться с талибами, державшими под прицелом транспортные пути. На его смену пришел Асиф Али Зардари. Муж популярной Беназир Бхутто, погибшей от рук заговорщиков, имеет скандальную биографию -- отсидел одиннадцать с половиной лет за мошенничество и коррупцию. Это не волнует Халбрука. Хуже, что Зардари ни на что не способен -- заурядный политик и не признан в армейской среде. Не сможет обеспечить транзит военных грузов Пентагона.

Гость уехал ни с чем. В Исламабаде от него потребовали прекратить налеты и бомбежки пограничных селений. Пообещал, но после отъезда американцы нанесли одиннадцатый авиаудар на пакистанской территории...

В конце туннеля

В своих речах Барак Обама заявляет о новой стратегии «умиротворения» Афганистана, но это не больше, чем анонс. В США и в Западной Европе обсуждают три концепции. Не исчезли сторонники жестких решений. Они настаивают на том, чтобы превратить Афганистан в единое и сильное государство, верное своим «спонсорам». Повести фронтальное наступление на талибов маловато сил, но рассчитывают сломить противника с помощью молниеносных локальных операций.

Начальник корпуса морской пехоты США Джон Конвей должен отправить в Афганистан мобильную бригаду, но не хочет пожертвовать двадцатью тысячами своих «рэмбо» и тремястами боевых бронемашин. Без них не сможет оперативно ответить на острые вызовы в различных районах мира. Его одергивает американская компания «Юнокэл». Намерена построить нефте- и газопроводы из Туркменистана в Карачи через афганскую территорию. США от этого никак не могут отказаться, но мешают талибы...

Есть половинчатый проект -- создать на севере Афганистана, где живут этнические таджики и узбеки, «буферную зону». Для этого нужна активная помощь России. В свое время Москва поддерживала Северный альянс, вынесший основную тяжесть войны с «Талибаном». Наконец третий вариант -- предоставить афганцам возможность «сколотить» коалиционное правительство. Хамид Карзай сделал первый шаг: встречался с «умеренными» талибами и склонял их к сотрудничеству. Недавно посетил Тегеран и назвал Иран «другом, весьма близким партнером и защитником мира и стабильности в Афганистане».

США сохраняют воинственную позу, но просыпается здравый смысл. В одиночку им не справиться с патовой ситуацией. Гарантами мирного и независимого Афганистана могут быть Россия, Китай, Иран и Индия. В этом ряду имеют место Соединенные Штаты, нужны не распорядители, а соучредители -- иначе не вырваться из туннеля.

Игорь ЛИСТОПАД