21.01.2010
С 1 января 2010 года председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе перешло к Республике Казахстан. Об этом сообщил во время пресс-конференции Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Анатолий Смирнов.
По словам дипломата, это воспринято в стране как знак объективного признания международным сообществом впечатляющих успехов Республики Казахстан и Президента страны Нурсултана Назарбаева в деле строительства экономически сильного и динамично развивающегося демократического государства, его достойного вклада в обеспечение региональной и глобальной безопасности.
Как отметил Посол, основные задачи Казахстана на посту председателя будут базироваться на принципах ведения активного, честного и конструктивного диалога со всеми партнерами на основе доверия, уважения и взаимопонимания. В этом статусе страна намерена руководствоваться принципами инициирования и поддержки механизмов глобальной безопасности, интеграции между государствами, формирования действенных площадок для диалога, а также продолжит предпринимать шаги, направленные на повышение эффективности Организации.
По словам Анатолия Смирнова, ключевое значение будет придаваться успешному функционированию эффективной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. В этом контексте Казахстан намерен продолжить развитие «процесса Корфу», готов к обсуждению различных идей по укреплению неделимой безопасности от Ванкувера до Владивостока, включая инициативу Российской Федерации о разработке Договора о европейской безопасности.
В центре внимания казахстанского председательства, как отметил дипломат, также будет оставаться предотвращение и мирное регулирование конфликтов. Что касается «затяжных» конфликтов, то политика Казахстана будет направлена на поддержание существующих форматов переговоров, росту роли ОБСЕ в предотвращении конфликтов и урегулировании пост-конфликтных ситуаций строго в рамках международного права и базовых принципов Организации. Свою основную задачу Казахстан видит в широком применении превентивной дипломатии, направленной на нейтрализацию возможного обострения ситуации.
«Среди приоритетов Казахстана в невоенных аспектах безопасности, были обозначены противодействие новым вызовам и угрозам, такими как борьба с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, другими видами нелегального трафика, -- сказал Анатолий Смирнов. -- С этой целью Казахстан намерен тесно сотрудничать с Антитеррористическим подразделением Секретариата, оказать донорскую поддержку отдельным проектам и содействовать проведению тематических семинаров. В качестве основного мероприятия на данном направлении предполагается проведение в Астане Конференции по предотвращению терроризма».
Кроме того, по словам Посла, Казахстан намерен уделить особое внимание положению в Афганистане, а также продвижению и реализации проектов, направленных на укрепление пограничной безопасности, развитие приграничного сотрудничества между Центрально-азиатскими странами и Афганистаном, а также укрепление правоохранительной деятельности. В год своего председательства Казахстан также активизирует работу по экономико-экологической проблематике. Прежде всего, страна выступает за активизацию диалога по транзитно-транспортному взаимодействию -- евразийский континентальный транзит и транспортные коридоры.
«В 2009 году в Астане состоялась Первая подготовительная конференция к 18-му Экономико-экологического форуму ОБСЕ, -- сказал Анатолий Смирнов. -- Его тема: «Продвижение надлежащего управления в пунктах пересечения границ, повышение безопасности наземного транспорта и облегчение международного автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения в регионе ОБСЕ». В марте текущего года местом проведения 2-й подготовительной конференции к Экономико- экологическому форуму ОБСЕ станет Минск. Кроме этого, решением Действующего председателя Постоянный Представитель Республики Беларусь в ОБСЕ Александр Сычев назначен Председателем Экономического и экологического комитета ОБСЕ».
Дипломат сообщил, что Казахстан намерен проводить активную политику в ОБСЕ. Она будет направлена на укрепление международного сотрудничества по предупреждению и реагированию на последствия экологических бедствий регионального и глобального масштаба. Основной темой председательства Республики Казахстан на экологическом направлении станет создание механизмов мониторинга и превентивного реагирования на экологические угрозы на примере катастрофы Аральского моря как модели угрозы региональной безопасности.
По словам Посла, Казахстан будет продолжать оказывать поддержку деятельности БДИПЧ, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, представителя по свободе СМИ. Будет продолжена работа по вопросам миграции и обеспечения энергетической безопасности.
«Учитывая уникальный опыт Казахстана по укрепления межнационального согласия и развития диалога между конфессиями пристальное внимание будет обращено на деятельность институтов ОБСЕ , ответственных за эти вопросы , -- сказал Анатолий Смирнов. -- Главной мерой по реализации данного приоритета станет проведение в Астане 29- 30 июня 2010 года Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Также в центре внимания во время председательства Республики Казахстан в ОБСЕ будет оставаться проблема борьбы с торговлей людьми и детьми, которая на сегодняшний день приобрела глобальный характер».
По словам Посла, Казахстан считает необходимым рассматривать тендерную проблематику в качестве одного из важнейших условий всеобъемлющей безопасности в зоне ответственности ОБСЕ и подтверждает неизменность своей политики, направленной на достижение полного равенства полов и преодоление сохраняющейся дискриминации в отношении женщин. Придавая важное значение человеческому измерению в деятельности ОБСЕ, руководство республики демонстрирует твердую приверженность процессу демократизации общества, прежде всего, в собственной стране.
«В этом направлении в Казахстане уже сделаны конкретные шаги, -- сказал Анатолий Смирнов. -- В частности, в 2007 году проведена конституционная реформа, которая затронула вопросы функционирования политических партий и неправительственных организаций, защиты прав и свобод человека. В феврале 2009 года были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации, которые существенно расширяют права журналистов и СМИ и стимулируют развитие информационного пространства страны в соответствии с международным опытом. В ходе работы над Законом были учтены мнения многих журналистских и правозащитных организаций, экспертного сообщества. Также были внесены изменения и дополнения в Закон «О выборах в Республике Казахстан», в соответствии с которыми, обеспечиваются равный доступ к СМИ и равные условия для проведения встреч с избирателями для кандидатов и политических партий в электоральный период, дополнительные гарантии деятельности членов избирательных комиссий, а также упрощаются процедуры регистрации наблюдателей».
Кроме этого, по словам дипломата, в 2009 году была принята Концепция правовой политики Казахстана на период с 2010-го до 2020 года, направленная на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Концепцией предусматривается усиление роли общественных организаций, совершенствование налогового и таможенного законодательства, природоохранного законодательства, модернизация системы государственного финансового контроля, эффективная государственная политика в сфере естественных монополий и регулируемых рынков, обеспечение социальных прав и реализации современной социальной политики, правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и многое другое.
Посол особо подчеркнул, что важнейшим приоритетом председательства Казахстана является реализация инициативы по организации в 2010 году Саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот форум призван оживить и актуализировать деятельность ОБСЕ в современных условиях, так как проведение встречи на высшем уровне способно придать необходимый импульс государствам-участникам, обозначить новые направления сотрудничества в евроатлантической и евразийской зоне ответственности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также за ее пределами.
«Начавшийся год является знаковым для ОБСЕ, поскольку он ознаменован несколькими юбилейными датами, имеющими большое значение в устройстве архитектуры безопасности в Европе, -- сказал Анатолий Смирнов. -- Это 35-летие подписания Хельсинкского Заключительного Акта, 65-й годовщины окончания Второй Мировой войны и 20-летия Парижской хартии для новой Европы. Эти даты дают хороший повод для серьезного анализа сегодняшней роли ОБСЕ в Европе и размышлений о ее будущем в широком контексте безопасности и сотрудничества. В своей деятельности в качестве председателя Казахстан будет исходить из интересов всех государств-участников ОБСЕ во имя безопасности и процветания их народов».
Далее Анатолий Смирнов ответил на вопросы журналистов.
Вопрос: -- Последние годы руководство ряда стран, в том числе и государств СНГ говорили о необходимости реконструкции ОБСЕ. Какова позиция руководства Казахстана по этому вопросу?
Ответ: -- Я уже высказал позицию по этому вопросу – главная задача председательства Республики Казахстан заключается в активизации работы организации путем проведения встреч, семинаров, переговоров с учетом интересов каждой страны. Ключевым же мероприятием в этом процессе должно стать проведение в текущем году Саммита стран ОБСЕ.
Вопрос: -- Как Казахстан намерен продвигать идеи Таможенного союза в рамках ОБСЕ? И как в ОБСЕ относятся к этому?
Ответ: -- Казахстан был одним из инициаторов создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Этот вопрос на постсоветском пространстве поднимался Казахстаном еще в 90-е годы, но не был решен. Сейчас эту задачу удалось решить в рамках трех стран -- Беларуси, Казахстана и России.
Таможенный союз открывает большие перспективы для масштабного торгово-экономического взаимодействия. Но процесс создания Единого экономического пространства будут проходить поэтапно. Так, с 1 июля этого года вступает в силу Таможенный кодекс и будет отменено таможенное оформление, с 2011 года на границе Казахстана и России будет отменен таможенный контроль, с 1 января 2012 года будет создано Единое экономическое пространство.
Надо отметить, что Евросоюзу на создание единого экономического пространства потребовалось около 50 лет. Страны СНГ решают этот вопрос более быстрыми темпами.
Что же касается вопроса отношения стран ОБСЕ к Таможенному союзу, то там есть понимание, что в современных реалиях решать вопросы глобального характера, достичь положительных экономических результатов и экономического благополучия страны и людей можно только способом интеграции. Нельзя сегодня в одиночку решить глобальные проблемы.
Вопрос: -- Какие экологические проекты намерен инициировать Казахстан в рамках ОБСЕ во время своего председательства?
Ответ: -- Я уже говорил о проекте, связанном с экологической проблемой Аральского моря. Она носит международный характер и требует решения.
Вопрос: -- Будет ли в процессе председательства Казахстана в ОБСЕ обсуждаться вопросы упрощения визового режима между странами в рамках этой организации, в том числе и для белорусских граждан?
Ответ: -- Упрощение визовых отношений на сегодняшний день является нужным, жизненным вопросом. Этот вопрос будет одним из главных, на который Казахстан планирует обратить внимание во время председательства в ОБСЕ. В текущем году в рамках ОБСЕ запланирован ряд мероприятий, семинаров, встреч, во время которых будут обсуждены вопросы упрощения визового режима со многими странами, а также перемещения граждан и миграции в странах Европы. Думаю, в зону этих решений входит и Беларусь.
Вопрос: -- Господин Посол, считаете ли Вы, что российско-белорусский нефтяной конфликт бросает тень на создание Таможенного союза?
Ответ: -- Не думаю, что белорусско-российский нефтяной конфликт бросает тень на Таможенный союз. Его создание стало политическим решением глав трех государств. Они создали Таможенный союз не для того, чтобы потом закрыть. Вопрос поставок нефти – это внутренне дело двух государств. Это решаемый вопрос.
Казахстан всегда поддерживал создание Таможенного союза. И нет сомнений в том, что работу в этом плане нужно продолжать. Естественно, что мы стоим в начале пути, и определенные вопросы будут возникать, но они будут решаться.
Хочу напомнить, что с 1 января текущего года на территории трех государств вступил в действие единый таможенный тариф. В нем согласованы тарифные пошлины по 11 тыс. товарным позициям. При этом 75% таможенных ставок сохранится на прежнем уровне, 18% ставок снижено и только 7% повышено. Не исключено, что тарифы на некоторые товарные позиции будут корректироваться.
Вопрос: -- Как Вы прокомментируете вопрос о возможных поставках в Беларусь казахской нефти?
Ответ: -- Этот вопрос неоднократно обсуждался в ходе двусторонних встреч на высшем уровне. Ранее поставкам нефти в Беларусь нам мешали высокие тарифы на ее транспортировку через территорию России. С созданием Таможенного союза нам открывается перспектива того, чтобы прокачивать нефть на белорусские НПЗ, перерабатывать ее здесь и транспортировать нефтепродукты в страны Европейского союза.
От этой идеи никто не отказывается, тем более этот проект наряду с другими прописан в «дорожной карте» развития отношений Беларуси и Казахстана. Этот вопрос обсуждался в прошлом году на 6-м заседании межправительственной комиссии в Бресте. В первом полугодии текущего года на 7-м заседании межправительственной комиссии будут подведены определенные итоги работы по принятым договоренностям.
Очень важно и то, что за реализацию проектов «дорожной карты» ежеквартально перед главами государств отчитываются сопредседатели межправительственной комиссии, с белорусской стороны -- вице-премьер правительства Иван Бамбиза, с казахской -- министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что поставки казахской нефти в Беларусь являются лишь одним из многочисленных в рамках функционирования Таможенного союза, который открывает широкое поле по расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества – созданию совместных предприятий и производств, транспортировки грузов и сырья. В 70 проектах программы индустриально-инновационного развития Казахстана Беларусь участвует в более 30 проектах. Они предусматривают создание совместных предприятий, в том числе по производству минеральных удобрений в Казахстане. Выпускаемая продукция будет реализовываться на рынках Азии. О бщий объем инвестиций по проектам, в которых будет участвовать белорусская сторона, составит около 20 млрд. долларов США.
Экономисты прогнозируют, что реализация совместных проектов значительно увеличит объемы товарооборот между двумя странами. Не случайно президенты Беларуси и Казахстана ставят задачу об увеличении за 2-3 года объемов товарооборота с 500 млн. до 3 млрд. долларов США и более. Все предпосылки с созданием Таможенного союза для этого есть.
Таким образом, мы выступаем за то, чтобы два белорусских НПЗ мощностью переработки 8 млн. и 11 млн. тонн нефти в год, получали казахскую нефть, ни от кого не зависли в этих вопросах, поставляли свою продукцию в европейские страны. Нефтеперерабатывающим заводам стоит только проводить модернизацию по расширению своих мощностей, так как на сегодняшний день в Казахстане добывается порядка 70 млн. тонн нефти в год. Внутренняя потребность страны составляет примерно 10 млн. тонн нефти, остальные объемы нуждаются в переработке для поставки за рубеж.
Поэтому, я думаю, что и такой важный вопрос, как транспортировка нефти, будет решен во второй половине текущего года.