Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разбор верхушки мира

В статье под таким заголовком польская «Газета выборча» описывает ситуацию, складывающуюся вокруг Арктики. Здесь, указывается во вступлении к публикации, в последние годы происходит международное оживление. Суда прокладывают новые пути из Европы в Азию, а правительства примериваются к залежам полезных ископаемых под тающим льдом.

В статье под таким заголовком польская «Газета выборча» описывает ситуацию, складывающуюся вокруг Арктики. Здесь, указывается во вступлении к публикации, в последние годы происходит международное оживление. Суда прокладывают новые пути из Европы в Азию, а правительства примериваются к залежам полезных ископаемых под тающим льдом.

Если вы на далеком севере Канады встретите путника в красной шапке, красном свитере и с винтовкой на плече, это будет милиционер из добровольной организации, называемой «Канадские рейнджеры» , что в вольном переводе означает «Коренная милиция». Они являются передовой линией обороны на случай нашествия на страну с Севера. В последнее время они интенсивно обучаются, а правительство премьер-министра Стивена Харпера предупреждает: вскоре наступит посягательство на канадский суверенитет в Арктике. Льды вокруг С еверного полюса таю т в ускоренном темпе, из года в год становится теплее, летом лед сковывает все меньшую поверхность Северного ледовитого океана. Запылали леса – первый пожар вспыхнул в 2008 г. на Аляске. Это совершенно новое явление в регионе. Здешние инуиты, которых когда-то называли эскимосами, даже не в состоянии подобрать слова, описывающие данное явление.

В Оттаве политики и военные с напряжением читают сообщения климатологов, из которых вытекает непреложный вывод, что оттепель, растапливающая ледовый барьер, отгораживающий Канаду от России, подтачивает канадскую стратегическую аксиому. Когда-то торосы льда можно было преодолеть только самолетом и, возможно, на лыжах , в собачьей упряжке либо на снегоходе. Теперь же в летние месяцы стало возможным свободное судоходство между островами арктического архипелага, причем не на ледоколе, а на обычном судне. А это означает, что на северных берегах Канады можно, например, высадить десант, что здесь могут появиться наркоторговцы и иммигранты, а иностранные рыбаки начнут заниматься нелегальным отловом рыбы.

Оттепель также открывает доступ к б огатым сокровищам , скрыт ым подо льдом, и на них претендуют государства, значительно более могущественные, чем Канада, среди них США и Россия. С одной подводной лодкой и слабой прибрежной обороной канадцы не сумеют защитить ни своего побережья, ни экономической зоны. Накануне первого зарубежного визита Бaрака Обамы, нанесенного именно в Оттаву, российские стратегические бомбардировщики, которые все чаще летают над Арктикой, направились непосредственно к воздушному пространству Канады. Завернуло их обратно только вмешательство канадских истребителей. Премьер Харпер заявил, что его страну не удастся запугать.

Канада предостерегает потенциальных соперников в Арктике: мы будем защищаться. Канадских рейнджеров ожидают новые времена. Стражи Арктики, как известно, появились в 1947 году, на пороге холодной войны, по образцу добровольцев, которые во время II мировой войны с пляжей Тихого океана наблюдали за появлением японского десанта. Рейнджеры рекрутируются прежде всего из инуитов – коренного населения, которое проживает на северных территориях страны. Они получают от правительства красное обмундирование, GPS-навигаторы, винтовки, по 200 патронов в год и небольшое вознаграждение за бдительное наблюдение за окрестностями. Часть добровольцев занимается этим при оказии охоты или рыбной ловли, другие специализируются в обслуживании 36 радаров короткой дальности, входящих в состав принадлежащей армии Северной системы предостережения.

Весной премьер Харпер обещал, что добровольцы получат наконец современное оружие, их количество вскоре возрастет с 4,4 до 5 тыс., а к 2012 году – до 9 тыс. человек. Вооружается также канадская армия, в течение ближайших полутора десятка лет будет израсходовано около 60 млрд. долларов только на покупку военного снаряжения. Через 10 лет Канада планирует иметь флот беспилотных самолетов, приспособленных для боевых действий и разведки в Арктике, на суше уже создаются две большие радарные станции, планы предусматривают также строительство шести боевых ледоколов и крупного порта на Баффиновой земле.

Чтобы получить расположение жителей канадской Арктики, премьер-министр ежегодно объезжает Север. Последний раз он путешествовал под девизом «Никогда ранее Север не был таким важным» и обещал выделить инвестиции в размере почти100 млн. долларов. В ходе визита заглянул в Pangnirtung – небольшой рыбацкий поселок, где литр молока стоит 8 долларов, а банка кока-колы почти 3. Цены должен будет снизить новый порт стоимостью свыше 20 млн. долларов, благодаря которому поселок будет соединен с Большой землей. В другом месте премьер-министр обещал строительство дорог и профессиональное обучение. Инспектировал также единственную подводную лодку и ежегодные, самые крупные во всей Арктике маневры, в которых участвует военно-морской флот, прибрежная оборона, авиация и сухопутные войска.

В этом году канадцы исключительно отчетливо демонстрировали свое присутствие в Арктике. Через северные территории пробежала и проехала на собачьих упряжках эстафета с олимпийским огнем перед играми в Ванкувере, а в первые дни декабря нижняя палата парламента единогласно добавила к названию Северо-западный переход определение «Канадский». Этот самый близкий судоходный путь из Европы в Азию на 9 тысяч километров сокращает путешествие по сравнению с маршрутом через Панамский канал. До сих пор маршрут через Арктику одолело только примерно сто судов. Его проложил не без трудностей в 1906 году Роальд Амундсен на рыбацкой лодке. Но минувшим летом этот переход был свободен ото льда, чем воспользовалось канадское торговое судно, отправившееся из Монреаля с продуктами для инуитов.

Оттава утверждает: тот, кто хочет использовать этот маршрут, должен просить разрешения у канадских морских властей. До сих пор притязания канадцев на замерзшее море никому не мешали. Но уже после 2013 года маршрут будет пригоден для нормального судоходства, потому внешний мир во главе с США все сильнее нажимает на Канаду, чтобы та признала проливы между островами арктического архипелага в качестве международных вод. Канада остается непреклонной, не без основания опасаясь толчеи в проливах, появления контрабандистов и экологических катастроф, как это произошло с затонувшим в 1989 году танкером « Exxon Valdez ».

Летом свободным ото льда является также маршрут из Европы в Азию вдоль берегов Сибири. Северо-восточный переход – это альтернатива для Суэцкого канала или обходного пути вокруг Африки. В этом году без сопровождения ледоколов маршрут преодолели два немецких грузовых судна. Вашингтонский международный журнал « Foreign Policy » признал этот факт в качестве наиболее важного не замеченного события минувшего года. Без эха прошло также открытие в 2007 году так называемого арктического моста, который открыл российский теплоход «Капитан Свиридов», везущий эстонские удобрения из Мурманска в канадский порт Черчилль в Гудзоновом заливе. К достижениям арктических мореплавателей внимательно присматриваются страны из-за приарктического региона: китайский ледокол «Снежный дракон» трижды плавал в районе полюса, в корейских и сингапурских верфях создаются ледоколы и танкеры с усиленными корпусами. Потирают руки японцы, потому что среди азиатских стран Япония ближе всех расположена к Берингову проливу – воротам в оба северные переходы.

Разрешение спора о доступе к естественным запасам является менее вероятным, чем соглашение по вопросам судоходства, к которому придут приарктические государства. Американские геологические службы почти в два раза повысили прошлогодние оценки и уже утверждают, что подо дном около полюса скрывается по крайней мере 160 млрд. баррелей нефти, т.е. две трети от залежей Саудовской Аравии – самого крупного сегодня нефтедобытчика. На 14 лет для потребностей всего мира хватит арктического газа, а еще большим неизвестным являются количества золота, бриллиантов, платины. Но проблема заключается в том, что еще никогда не были точно установлены границы экономических зон приарктических государств и нет договора, кто и где может вести буровые работы. Список притязаний длинный. Гренландия задумывается о независимости, Дания и Россия добиваются признания их прав на полюс, Россия не хочет ратифицировать договор с США о разделе Берингова моря, Норвегия ругается с Россией о разделе Баренцева моря, Дания с Канадой – по поводу морского пути между Гренландией и землей Элсмир.

О диапазоне арктических сфер влияния будет решать комиссия ООН по границам континентального шельфа. Она устанавливает сферы согласно морскому праву и геологических исследований исходя из принципа, что каждому государству принадлежат 200 миль (370 км) моря от берега плюс, возможно, еще 150 миль, если государство сумеет доказать, что дно моря является продолжением его континентального шельфа. Таким образом идет борьба вокруг геологических анализов и исследования химического состава подводных скал. Фронт пролегает через хребет Ломоносова – подводную горную цепь, находящуюся под полюсом, на которую имеют притязания Россия и Дания.

В 2007 г. российская подводная лодка установила на полюсе выполненный из титана флаг Российской Федерации. Если Москва сумеет также предоставить убедительные доказательства, что хребет принадлежит ей, тогда получит эксклюзивное право на море размером с Европу. Поэтому Дания выдала десятки миллионов долларов на изучение своего шельфа, хотя еще не подала заявления о признании за ней экономической зоны в Арктике. У Дании есть еще время для этого до 2014 года, у Канады этот срок на год короче. Только США нечего добиваться у комиссии, так как они до сих пор не ратифицировали конвенцию о морском праве 1982 года, считая, что конституция мирового океана стесняет их самостоятельность. Поглощенный проблемами с Афганистаном президент Джордж Буш об арктических делах позаботился только в последнюю неделю президентства, подписав за несколько дней до выселения из Белого дома стратегию США в Арктике, призывая конгресс ратифицировать морскую конвенцию, потому что это становится выгодным для США.

Для поддержки экспертиз геологов приарктические государства обращаются к силовым аргументам. Над Арктикой снова летают стратегические бомбардировщики, флоты патрулируют побережья, подо льдом плавают российские и американские подводные суда, пересекающие воды, принадлежащие Канаде. Растет военный и экономический потенциал арктических территорий. Одни только российские планы – а одна треть России лежит за полярным кругом – предусматривают к 2015 году удвоение перевалочных возможностей порта в Мурманске, затрачивая на это 1 млрд. долларов. Вскоре в Нижнем Новгороде начнется строительство нескольких атомных ледоколов нового поколения общей стоимостью 600 млн. долларов.

Между тем нефтяные концерны не торопятся в Арктику вслед за правительствами. Разумеется, они резервируют себе право на буровые работы в различных местах, но еще не скоро установят платформы в непосредственном соседстве с полюсом. Климат теплеет, но условия на севере по-прежнему чрезвычайно трудные. По оценкам американского нефтяного бизнеса, даже до 2050 года не удастся разработать технологию, позволяющую производить рентабельную добычу нефти и газа в крайне неблагоприятных условиях Арктики. Парадокс состоит и в том, что в середине столетия нефть и газ могут уже не пригодиться в таких, как до сих пор, количествах, так как будут развиты новые способы производства энергии. И если тогда Арктика не станет Персидским заливом, то наверняка станет наиболее важным морским путем мира, соединяющим три континента.