Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Двойная мораль

В конце апреля Совет ЕС вновь готовится рассмотреть белорусский вопрос. Складывается впечатление, что западным политикам и дипломатам больше нечем заниматься, кроме как лезть в дела суверенного государства и диктовать ему свои условия и требования. Но вот парадокс: в ыставляя себя убежденными сторонниками защиты прав человека и так называемых демократических ценностей, западные политики злостно нарушают свои же надуманные стандарты. Примечательно, что ужесточение политики в отношении Беларуси проводится на фоне резкого ужесточения законодательства в самой Европе. В качестве примера можно привести недавнее решение французских властей о намерении ввести уголовное наказание за регулярное посещение экстремистских сайтов. Отбросив всякую словесную шелуху о демократии, свободе слова и прочих ценностях, президент Николя Саркози во всеуслышание объявил, что уголовному наказанию будут подвергаться все, кто регулярно посещает экстремистские интернет-ресурсы и пропагандирует террористическую идеологию. На такие меры французов вынудил пойти тулузский стрелок арабского происхождения Мохаммад Мера, расстрелявший несколько военных и детей из еврейской школы. В этом чудовищном триллере отчетливо проявилась одна из главных проблем современной Европы -- полный провал так называемой мультикультурной революции. Но сейчас речь не об этом. Французская драма стала еще одним ярким примером двуличности политики Запада, когда речь заходит о безопасности.

В конце апреля Совет ЕС вновь готовится рассмотреть белорусский вопрос. Складывается впечатление, что западным политикам и дипломатам больше нечем заниматься, кроме как лезть в дела суверенного государства и диктовать ему свои условия и требования. Но вот парадокс: в ыставляя себя убежденными сторонниками защиты прав человека и так называемых демократических ценностей, западные политики злостно нарушают свои же надуманные стандарты. Примечательно, что ужесточение политики в отношении Беларуси проводится на фоне резкого ужесточения законодательства в самой Европе. В качестве примера можно привести недавнее решение французских властей о намерении ввести уголовное наказание за регулярное посещение экстремистских сайтов. Отбросив всякую словесную шелуху о демократии, свободе слова и прочих ценностях, президент Николя Саркози во всеуслышание объявил, что уголовному наказанию будут подвергаться все, кто регулярно посещает экстремистские интернет-ресурсы и пропагандирует террористическую идеологию. На такие меры французов вынудил пойти тулузский стрелок арабского происхождения Мохаммад Мера, расстрелявший несколько военных и детей из еврейской школы. В этом чудовищном триллере отчетливо проявилась одна из главных проблем современной Европы -- полный провал так называемой мультикультурной революции. Но сейчас речь не об этом. Французская драма стала еще одним ярким примером двуличности политики Запада, когда речь заходит о безопасности.

Или вот такой пример. В начале этого года в Беларуси вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение ряда требований по использованию национального сегмента сети интернет. Главная цель изменений -- приблизиться к международным стандартам и, в первую очередь, пресечь распространение экстремистской информации. В адрес властей тут же посыпались упреки в нарушении свободы слова, причем критики дошли до абсурда: дескать, б елорусам хотят запретить посещение иностранных сайтов.

А ведь ф ильтрация Интернета и контроль над ним -- явление, распространенное во многих странах. Десятки компаний производят продукты, которые избирательно блокируют web-сайты. С нежелательным контентом активно борются в Европе, Канаде, Китае, Казахстане, ОАЭ, Австралии, Новой Зеландии. В «самой свободной» стране мира – в США, где, кстати говоря, и был изобретен Интернет, под бдительным оком находятся все 300 миллионов пользователей американского сегмента Всемирной сети. «До сих пор технологическая система управления Интернетом находится в Соединенных Штатах. Они не собираются ее никому передавать, – отмечает российский политолог Игорь Панарин. – Там же, в США была принята доктрина свободы Интернета, но эта свобода понимается очень условно – полный контроль своих ресурсов и воздействие на правительства других стран с помощью сети Интернет».

По словам эксперта, еще в 1948 году в США был издан закон об информации, который жестко регламентирует информационное пространство Америки. До появления закона 33 процента жителей Штатов потенциально могли слушать советские передачи, а в 1991 году эта цифра составляла уже 0,02 процента. Кроме того, в Соединенных Штатах регламентируется присутствие иностранного капитала в СМИ – не более 25 процентов. И никто не возмущается, не кричит о нарушениях свободы слова.

Аналогично получилось и с принятым в Беларуси законом о массовых мероприятиях. Данный правовой акт направлен исключительно на обеспечение общественного порядка. Более того, возможность ограничения прав и свобод при проведении различных массовых мероприятий допускают такие столпы международного права, как Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. Однако с колько же шума подняли при обсуждении нового закона оппоненты власти, на Западе снова запричитали о подавлении гражданского общества в стране, вспомнили о так называемых «политзаключенных». И что самое примечательное, все это происходит на фоне резкого ужесточения законодательства в самой Европе, по сравнению с которым белорусский закон выглядит образцом либеральности.

К примеру, буквально в этом месяце жители благополучной и сытой Женевы на референдуме одобрили ужесточение правил проведения митингов и демонстраций. Теперь тамошние власти смогут выписать штраф в 100 тысяч швейцарских франков любому, кто примет участие в демонстрации без соответствующего разрешения или нарушит правила, при соблюдении которых акция была разрешена. Также введение новых ограничений позволит властям менять маршруты уличных маршей «при выявлении риска для людей и их имущества», в том числе запрещать демонстрации в центре города.

Впрочем, европейские законы об уличных акциях и раньше не отличались особой мягкостью. Так, если во Франции демонстрант наденет маску либо закроет лицо шарфиком, чтобы не попасть в объективы камер наблюдения, то жандармы могут взыскать с него 150 евро. Кстати, во французском законодательстве существует интересное разграничение понятий. Для оценки манифестаций употребляются два термина – массовое мероприятие и массовое сборище. И если за участие в первом можно отделаться минимальным штрафом, то присутствие на сборище карается годом тюрьмы, а его организация – сроком до семи лет.

Нарушение правил участия в массовых мероприятиях в Германии карается сроком до трех лет. А в британском законодательстве существует понятие «угрожающее поведение». За один только злобный вид британскому демонстранту придется заплатить 400 фунтов стерлингов.

Отличительная черта европейских законов – четкая регламентация массовых мероприятий. Самовольное изменение маршрута шествия либо места проведения митинга уже считаются серьезным преступлением. Участников акций штрафуют, а организаторов упекают за решетку. Отличаются лишь размеры взысканий и сроки заключения. А чтобы вообще избежать проявления протестных настроений, в европейских законах существуют забавные лазейки. Например, Конституции Бельгии и ФРГ разрешают гражданам этих стран собираться вместе и выражать гражданскую позицию. Но только не на улицах. Вот что гласит статья 26 бельгийской Конституции: «Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законодательство, которое может регулировать осуществление этого права, но во всяком случае без предварительного разрешения. Это положение не применяется к собраниям на открытом воздухе...».

В Конституции ФРГ четко прописано, что «все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без предварительного извещения или разрешения. Для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основании закона».

Нижняя палата конгресса США недавно одобрила поправки к закону о посещении закрытых объектов и охраняемых зданий. Теперь правоохранители при желании смогут найти кучу лазеек, которые делают проведение манифестаций в стране вообще невозможным. Документ запрещает митинги возле госучреждений, банков, офисов. Кроме того, нельзя протестовать в присутствии любого официального лица, которое находится при исполнении служебных обязанностей. Иначе крупный штраф и до десяти лет лишения свободы.

Самым скандальным и противоречивым документом в американской истории стал так называемый Патриотический акт, принятый в октябре 2001 года, вскоре после терактов 11 сентября. Этот закон наделил правительство и силовиков безграничными полномочиями: без уведомления обыскать любое помещение, прослушать телефон, почитать чужую интернет-переписку. Конечно, любая страна вправе защищать себя и своих граждан от возможных угроз. Другое дело, что игра в шпионов настолько понравилась американским властям, что действие Патриотического акта продлевается конгрессом ежегодно.

Политики из Белого Дома, ничуть не стесняясь, осуждают подавление уличных протестов в третьих странах. А когда народные волнения захлестнули американские города, полицейские, не раздумывая, пустили в ход весь арсенал «успокоительных» средств: от дубинок до слезоточивого газа. Правда, недавно Пентагон представил более гуманное оружие для разгона рассерженных граждан. Новую электромагнитную пушку уже окрестили лучом боли. Она способна пускать мощный тепловой луч на расстояние до одного километра. Как утверждает один из морских пехотинцев, принявших участие в испытании оружия, «система активного отбрасывания» создает жар как от открытой духовки. По его словам, стоять под лучом просто невозможно, инстинкты срабатывают и хочется сразу убежать.

А чего стоят разгоны демонстраций в Великобритании, Греции, Италии, Румынии. И никто не помышляет о каких-то санкциях и резолюциях. Впрочем, чему тут удивляться, ведь никто же не станет наказывать самого себя. Это Ливию можно запросто разбомбить, прикрываясь резолюцией Совбеза ООН «в защиту интересов мирного населения». А бомбить Нью-Йорк лишь за то, что тамошняя власть жестко разгоняет демонстрантов, противозаконно. Хотя, если уж быть до конца справедливым и следовать логике Белого Дома, почему нет. Но политика двойных стандартов и права силы действует безотказно и не знает никаких исключений.

Евгений Кононович