Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

«В мировой экономике нет абсолютно суверенных государств в экономическом плане – все мы зависимы друг от друга», – Татьяна Валовая

Такое мнение высказала журналистам на Евразийском форуме в Вероне член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике

Такое мнение высказала журналистам на Евразийском форуме в Вероне член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая.

Площадка в Вероне уже не первый год собирает участников для обсуждения интеграции на евразийском пространстве. Какая динамика наблюдается за эти годы?

– Я принимаю участие в работе форума в Вероне с 2012 года. Практически на наших глазах площадка здесь укрепляется. Плюс это были годы быстрого развития Евразийского экономического союза. За эти годы можно подвести итоги по двум трекам: углубление интеграции и работа с потенциальными новыми участниками.

По двум этим трекам сделано очень много. Мы кодифицировали договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, подготовили договор о Евразийском экономическом союзе, он был подписан Президентами, ратифицирован и с этого года работает.

С другой стороны, мы никогда не стремились к быстрому росту членов. В отличии от ЕС мы никого никогда не агитировали. В то же время успехи экономической интеграции стали привлекать к нам новых участников проекта.

Ими стали государства, которые традиционно плотно взаимодействовали и с Россией, и с Беларусью, и с Казахстаном. И в этом году два новых государства к нам присоединились. Я думаю, что это показывает, что, с одной стороны, Союз создан и успешно развивается и одним из проявлений этого успеха является как раз интерес к нам новых государств.

За последние 20 лет было очень много попыток интеграционного строительства: и ЕврАзЭС, и СНГ, были попытки сделать интеграцию привлекательной и сейчас это получилось. Я думаю, это связано с тем, что был учтен предыдущий опыт и взята именно экономическая модель интеграции. Сразу очень четко было сделано то, на что не решаются, а может быть и не решатся в Союзном государстве – это наднациональные полномочия. Насколько просто было поставить государства перед фактом необходимости такой надстройки?

– Ну Вы знаете, государства никто перед фактом не ставил, это было добровольное решение, и Вы совершенно правильно сказали, это итог почти 20 лет опыта. И практически сложилось так, что я все эти 20 лет участвовала в интеграционном процессе.

Я очень хорошо помню, как в начале 90-х годов мы все активно изучали опыт Европейского союза, и все говорили о том, что наше интеграционное объединение на постсоветском пространстве должно строиться на принципах Европейского союза. При этом все политики говорили: «Да, мы берем ЕС и его опыт, мы не будем затрагивать национальный суверенитет, не будем создавать никаких наднациональных структур».

Я как эксперт говорила: «Эти две вещи несовместимы: европейский опыт означает наднациональные структуры». Но, тем не менее, в 90-начале нулевых годов пытались без этого обойтись. Мы приводим конкретный пример: в 1995 году Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о создании Таможенного союза. И по сути дела на тот момент у нас был полностью согласованный таможенный тариф, у нас не было расхождений. Но наднациональный орган, который бы получил право менять этот таможенный тариф, не был создан. Государства могли менять его сами. И результат известен: тариф разбежался и, наверное, это был неизбежный опыт. Потому что для новых независимых государств понять, что нужно сразу часть своих компетенций куда-то отдать, было сложно. И к нему надо было прийти.

А пришли мы почему? Мы уже сейчас осознали, что создание наднациональных структур – это как раз не утрата своего национального суверенитета, а это возможность объединить этот суверенитет и пользоваться им коллективно в общих интересах.

Сейчас в мировой экономике нет абсолютно суверенных государств в экономическом плане – все мы зависимы друг от друга. Даже большие государства, такие как Россия, не являются абсолютно экономически суверенными. Мы все участники и Всемирной торговой организации, и других организаций.

Поэтому пришло это осознание, что мы можем доверить часть своих экономических полномочий какому-то органу, обеспечив, естественно, контроль за деятельностью этого органа и со стороны национальных правительств, и со стороны президентов, но в тоже время дав ему очень серьёзные наднациональные полномочия и независимость. Это непросто. И естественно, у нас иногда возникают конфликты, мы друг друга критикуем, но это нормальный процесс.

Источник: soyuz.by