Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

04.11.2004

Бюджетный процесс в Союзном государстве как зеркало дезинтеграционной политики

Важной составляющей интеграционного процесса, одним из его краеугольных камней является союзный бюджет. Он представляет собой инструмент выполнения функций и задач Союзного государства.

Важной составляющей интеграционного процесса, одним из его краеугольных камней является союзный бюджет. Он представляет собой инструмент выполнения функций и задач Союзного государства.

На сегодняшний день бюджет Союзного государства, население которого составляет более 155 млн. чел., равен бюджету среднего субъекта Российской Федерации – 2,65 млрд. рос. рублей (чуть более 80 млн. долларов США).

Однако даже столь скромный в государственном масштабе объем средств остается проблемным для реализации. Имеют место недофинансирование статей расхода, задержки с исполнением.

В последнее время к проблемам в союзном строительстве добавилось резкое замедление бюджетного процесса. Наиболее проблемным и в то же время характерным стал процесс принятия бюджета Союзного государства на 2004 год. Еще осенью 2003 года планировалось, что он будет утвержден до конца прошлого года. Об этом, открывая заседание Совета министров Союзного государства, говорил тогдашний премьер-министр РФ М.Касьянов. Тем не менее, союзный бюджет-2004 был принят постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России лишь 25 марта 2004 года, а утвержден постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства и того позже – 6 августа 2004 г.

После этого остро встала проблема реализации. Неурядицы вокруг исполнения союзного бюджета-2004 заключались во многом в позиции министра финансов РФ А.Кудрина, мотивированной административной реформой в России. В итоге был фактически приостановлен процесс нормального финансирования проектов Союзного государства.

Тем самым под угрозу срыва были поставлены ряд совместных экономических, социальных и гуманитарных проектов.

Ряд экспертов усматривают определенную закономерность в возникновении на протяжении последних двух лет проблем с реализацией бюджета Союзного государства. Еще 10 июня 2002 года на заседании организованного Национальным пресс-центром Республики Беларусь «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы союзного парламентаризма» заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями и депутат Госдумы РФ Н.Биндюков отмечал: «Субъективный фактор нередко стоит на пути развития Союзного государства. Занимаемая многими пассивная позиция в данном вопросе вкупе с откровенным противодействием процессам интеграции ряда лиц — к примеру, Г.Грефа — яркий пример сдерживающего субъективного фактора. И если мы не в состоянии устранить этот фактор, то нам, по крайней мере, следует всегда учитывать его наличие».

В настоящее время подобный субъективный фактор приобретает новое наполнение. Многочисленные эксперты отмечают, что политическим руководством Российской Федерации в качестве главного интеграционного приоритета на постсоветском пространстве был избран курс на создание Единого экономического пространства (ЕЭП). Союзное государство как интеграционная модель отошло как минимум на второй план.

Это обстоятельство становится очевидным для средств массовой информации, усиливающих общественный пессимизм вокруг процессов союзного госстроительства. Как отмечала Белорусская служба Радио «Свобода» (26.10.2004), «Союзное государство – это проект, из которого ничего не получится. Россия придерживается его до тех пор, пока не начнется еще один, более жизнеспособный проект – так называемая «четверка». В интервью этой же радиостанции оппозиционный белорусский экономист Я.Романчук подчеркивал: «Я бы не относился к поддержке Союзного государства как к какому-нибудь перспективному проекту».

Характерно, что годом ранее российский проправительственный интернет-ресурс «Страна.Ру» (14.10.2003), фактически подконтрольный ВГТРК, следующим образом определил позицию России по этому вопросу: «Союзный бюджет остался единственной нитью российско-белорусской интеграции».

Подобная позиция дискредитирует саму идею белорусско-российского сближения, наносит ощутимый экономический урон для Беларуси и России. За последние годы союзный бюджет фактически расширил свои функции и вышел за рамки сугубо внутреннего финансового документа. Бюджет Союзного государства стал локомотивом развития целого ряда направлений белорусско-российской интеграции.

Прежде всего, следует отметить экономическое направление. Основная часть бюджета Союзного государства расходуется на финансирование союзных мероприятий и программ. Союзные программы, в свою очередь, предполагают использование и развитие существующих хозяйственных, экономических, научных и культурных связей между государствами. Они позволяют консолидировать интеллектуальные, экономические и технические ресурсы Беларуси и России, ускоряют развитие наиболее актуальных направлений взаимовыгодного сотрудничества двух стран, а также способствуют формированию единого экономического пространства на территории Союзного государства.

Тем самым осуществляется содействие повышению конкурентоспособности белорусской и российской экономик, унификации экономических систем двух стран, а также решению социально-экономических проблем Беларуси и России.

Кроме того, союзный бюджет стимулирует развитие банковской сферы в Беларуси и России, так как обеспечивает возмещение расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам.

В геополитическом аспекте роль союзного бюджета определена рядом финансируемых им программ по обеспечению военно-оборонительного потенциала Союзного государства. Бюджетом 2004 года, в частности, предусмотрена поддержка военно-технического сотрудничества Беларуси и России (294294,4 тыс. рос. руб.), правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности (992020,0 тыс. рос. руб.).

В гуманитарной сфере использование средств союзного бюджета способствует повышению научного потенциала Беларуси и России, развитию и углублению образовательного и культурного сотрудничества.

В имиджевом аспекте финансируемые союзным бюджетом ряд направлений (научно-производственные программы, развитие погранично-таможенной инфраструктуры, создания белорусско-российских вузов и др.) содействуют повышению международного авторитета Союзного государства. К примеру, до настоящего времени лишь немногие страны мира обладают собственными суперкомпьютерными технологиями, которые являются важным стратегическим ресурсом, сравнимым по значимости с ракетно-ядерным потенциалом. Сегодня благодаря соответствующей союзной программе в их число вошло Союзное государство. Тем самым закладывается фундамент для дальнейшей интеграции Беларуси и России.

Позднее принятие бюджета Союзного государства на 2004 год, неоправданный ступор в его реализации могут привести к фактическому срыву финансирования расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, обеспечивающим вышеуказанные направления.

Таким образом очевидно, что процесс формирования и исполнения союзного бюджета нуждается в дальнейшем совершенствовании. За последние три года органами управления Союзного государства была уже проделана существенная работа в этом направлении. С 2001 года введены бюджетная классификация Союзного государства, а также порядок исполнения союзного бюджета через национальные казначейства, полугодовая и годовая отчетности о его исполнении.

В 2003 году в Союзном государстве впервые был запущен новый механизм использования бюджетных средств для реализации союзных программ. Было принято решение задействовать схему субсидирования части процентной ставки, которая будет возникать в результате привлечения средств кредитных организаций Беларуси и России. Исполнители программ стали заключать кредитные договоры, а половину той процентной ставки, которую назначали банки, Союзное государство стало компенсировать в виде субсидий.

Положительный эффект от принятых мер подчеркивался ростом исполнительности союзного бюджета. Если до 2002 года он исполнялся на 60-70%, то в 2003 году союзный бюджет был выполнен на 85%. К сожалению прогнозировать подобный уровень исполнения бюджета 2004 года не представляется возможным по причине столь позднего его исполнения.

Резюме

Таким образом, в последние годы бюджетный процесс в Союзном государстве вынужден преодолевать немало препятствий. Негативную роль в этом сыграла и произошедшая в России смена исполнителей союзных программ и мероприятий.

Однако главным сдерживающим фактором бюджетного процесса является отсутствие воли у некоторых представителей чиновничьего аппарата четко и своевременно выполнять союзные договоренности. Это во время прямого телемоста между Минском и Москвой 4 ноября 2004 г. подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства П.Бородин: «Решения руководящих органов Союзного государства – это законы. Однако они часто не выполняются на местных уровнях».

Самым непосредственным образом такое положение вещей отражается на принятии и исполнении союзного бюджета. Для преодоления сложившихся сегодня кризисных явлений видится целесообразным осуществить ряд следующих мер:

Ввести механизм прямой персональной ответственности должностных лиц Беларуси и России за действия, направленные на срыв исполнения бюджета Союзного государства.

Повысить роль Постоянного комитета Союзного государства в реализации мер по обеспечению своевременного принятия и реализации союзного бюджета. Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президент Республики Беларусь А.Лукашенко на заседании XXVI сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, проходившем 25 июня 2004 г. в Бресте, отмечал: «Есть только одна схема строительства Союза — делегирование полномочий в межгосударственные структуры… Союз — это компромисс уступка части своих прав каждому из его участников».

Ликвидировать ведомственную структуру расходов бюджета, которая приводит к существенному искажению реальной картины финансирования, а порой к активному лоббированию министерствами и ведомствами узкопрофильных интересов в ущерб союзному строительству.