25.06.2005
"Великой Отечественной войне посвящается…". Так называется выставка работ выдающихся художников, которая проходит в филиале Национального художественного музея Республики Беларусь — "Музее В.К. Белыницкого-Бирули" в Могилеве.
Экспозицию составляют фронтовые зарисовки, произведения живописи, графики, скульптуры, которые отличаются документальной точностью. Среди них — работы Е. Зайцева "Юный партизан" (1943), "Брестская крепость. Холмкие ворота" (1950), Е. Тихановича "Партизаны в разведке" (1947 — 1948). Художники попытались изобразить хронику драматических событий войны, поэтому их полотна демонстрируют силу человеческого духа, поражают зрителя глубиной художественной правдивости.
В произведениях 1960 — 1970-х годов прослеживается философское осмысление событий военной истории. И это не случайно, поскольку именно тогда в белорусском искусстве началось становление так называемого "сурового стиля". Работы мастеров приобрели монументальность, лаконичность, экспрессивность. Ведущие позиции заняла ораторская форма, усилилась драматическая насыщенность. Пример тому — полотна М. Савицкого ("Партизаны", 1963), Л. Дударенко
("Камни Бреста", 1971), графика П. Дурчина из серии "Брест — крепость-герой" (1975), Г. Поплавского из серии по мотивам повестей В. Быкова (1977).
Главным героем картин "сурового стиля" выступает человек, который пропускает через себя жизненные проблемы и противоречия, отдает гражданскому долгу всю энергию, полноту физических и духовных сил. Художники стремились придать соответствующую активность изобразительным средствам выражения, особенно пластике и цвету. Большое внимание они уделяли символике деталей, окружающей действительности.
"41-й День Победы" (1986) М. Савицкого, "Дед Талаш" (1983) В. Стельмашонка, "9 Мая" (1976) М. Назаренко создают лирико-философское и романтическое настроение. Работы мастеров конца 1970-х — 1980-х годов, впрочем, как и другие произведения выставки, представляют собой размышления о войне и мире, о духовном взаимодействии и взаимопроникновении прошлого и настоящего.