Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

10.06.2005

«Минск. 3 июля 1944 года»

Тема Великой Отечественной войны не один десяток лет является одной из главных в белорусском искусстве. И это неудивительно, ведь страна больше других республик бывшего СССР пострадала в той страшной войне.

Тема Великой Отечественной войны не один десяток лет является одной из главных в белорусском искусстве. И это неудивительно, ведь страна больше других республик бывшего СССР пострадала в той страшной войне.

Пиком праздничных мероприятий стало, безусловно, 9 мая. Однако этим почитание подвига народа в победе над фашизмом не заканчивается. К примеру, с 1 июля по 1 августа Национальный художественный музей Беларуси проводит уникальную выставку. В центре экспозиции -- легендарная картина народного художника страны Валентина Волкова (1881-1964) «Минск. 3 июля 1944 года». Кроме самой картины, 25 лет находившейся в хранилище музея, на выставке будут представлены некоторые эскизы и документальные фотографии, которые показывают Минск в день освобождения -- 3 июля 1944 года.

Работа над произведением шла 10 лет (1945-1955 годы). В итоге автором было написано более 220 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов. Из всего этого богатства, кроме самой картины, в Национальном художественном музее находится 5 эскизов, 18 этюдов-разработок отдельных образов и сцен и около 80 рисунков.

История создания полотна драматична. Изначально (в марте 1945 года) написание этой картины планировалось для зала заседаний Дома Правительства. Это обусловило размеры (5,5 метров длиной), формат произведения и трактовку военных событий. В то время 60-летний художник Валентин Волков своими глазами видел, с какой радостью жители Минска встречали советских солдат-освободителей (с севера шли части 5-й танковой армии). При создании картины художник отказался от бытовых черт, придав произведению триумфальность. Произведение выполнено композиционными приемами классической живописи. Основной замысел автора (успешно реализованный на холсте) – показать безграничное счастье, которым было наполнено июльское утро 1944 г. для жителей Минска.

Однако на планируемое место картина так и не попала. Заказчиков не устраивала «медлительность» художника (сроки написания полотна затянулись). В 1955 году, после выставки изобразительного искусства и народного творчества Белорусской ССР в Москве, картина находится в Национальном художественном музее Беларуси.

Среди многочисленных произведений на тему Великой Отечественной войны монументальное полотно Волкова занимает особое место. Для Беларуси она стала символом, эмблемой Победы, радости, освобождения. За чуть более, чем полвека, картина экспонировалась на 10 выставках, ее репродукции публиковались в 40 изданиях.