24.03.2005
Единство духовной культуры Беларуси и России представят три выставки произведений иконописи под общим названием «Духовные святыни Беларуси и России». Это – «Иконопись Беларуси XVI-XVIII вв.», «Ярославские иконы XVI-XVIII вв.» и «Иконопись Беларуси XXI века», где представлены работы, выполненные современными мастерами в иконописных мастерских Белорусского Экзархата.
У белорусского зрителя будет уникальная возможность увидеть шедевры иконописных школ Беларуси и России и проследить различия живописных традиций.
Открытие выставок состоялось 22 марта в Национальном художественном музее Беларуси в Минске.
В торжественной церемонии приняли участие заместитель Министра культуры Беларуси Валерий Гедройц, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Блохин, главы и представители других дипломатических миссий, аккредитованных в нашей стране. Почетным гостем в музее в этот вечер стал Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Выставка «Иконы Ярославля ХVI-ХVIII» приурочена к 70-летию Владыки (из этого российского города были родом его дед и отец).
Весьма символично, что выставки проходят в рамках общих для Беларуси и России событий. Экспозиции открывают Год российской культуры в Беларуси, проходят накануне Дня единения народов двух стран, в преддверии празднования общей Победы над фашизмом, посвящены 70-летнему юбилею Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
62 тысячи произведений насчитывает коллекция Ярославского художественного музея, из них около 2 тысяч икон. Самые древние датируются началом XIII в. В Беларусь же приехало 24 наиболее репрезентативных произведения XVI-XVIII вв. – периода расцвета ярославской иконописи.
Местная Ярославская иконописная школа давно славится в России своеобразной манерой письма. Ее расцвет начинается в XVII веке, когда Москва переживает «смутное время». Ярославль в то время – крупный торговый центр с богатым купечеством, на средства которого строятся храмы и заказываются иконы. Часто тема святого писания в ярославских иконах обогащается светским содержанием, что также было характерно и для белорусских мастеров. В отдельных произведениях (в особенности периода становления ярославской иконописи XVI в.) проявляется влияние живописи Поволжья, Москвы, Византии. Однако со временем вырабатывается особый стиль местных мастеров. Он отличается утонченностью, любовью к узорочью, изысканному орнаменту. В иконах из Ярославля фигуры органично слиты с орнаментикой, пейзажем и архитектурой. Ярославские иконы величественны и монументальны за счет умелой передачи пространства. Архитектура и пейзаж, масштабные соотношения фигур становятся со временем естественными, близкими к реальным.
Все эти особенности в полной мере отражают шедевры, представленные на выставке в Минске. Зритель увидит многофигурные композиции, где преобладает хоровое, соборное начало – в целом отличительная черта русского народа. В XVIII в. сохраняется профессиональное мастерство иконописцев. Светские влияния обогатили своеобразие местной школы. А позже, в XIX в., народная художественная среда способствовала созданию в иконописи особого мира радости и красоты. Экспозиция выставки позволяет проследить основные тенденции развития уникальной ярославской иконописной школы и посвящена 70-летию со дня рождения Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, родословные корни которого связаны с г. Ярославлем.
Однако открытием этой выставки знакомство белорусских зрителей с русской живописью не ограничится. 15 апреля в день официального открытия Года культуры России в Беларуси начнет свою работу экспозиция «Антология русской живописи».