Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

14.01.2005

Экономика России 2005-го: прогнозы и перспективы

Начало 2005 года ознаменовалось публикациями в прессе различных экономических прогнозов. При этом эксперты, довольно критически оценивая итоги 2004-го, особого оптимизма в год наступивший также не демонстрируют. В самом деле, по ряду важнейших макроэкономических параметров итоги 2004 г. оказались заметно хуже прогнозных значений. Показатели роста ВВП обеспечивались, в основном, беспрецедентно высокими мировыми ценами на нефть и другие сырьевые товары. В прошедшем году четко обозначилось снижение темпов прироста основных качественных показателей экономики, производительности труда. Есть все основания ждать усугубления данной тенденции, со всеми вытекающими последствиями. Рост ВВП в 2005 г., по разным оценкам, замедлится до 5,0–5,5%. Во многом это объясняется прохождением пика нефтяных цен и снижением их среднегодового уровня с 35 до 32–33 долл. за баррель. Сильнейший рост цен на топливо, продовольствие и черные металлы, имевший место во втором полугодии 2004 г., не оставляет надежд на сохранение инфляции в обозначенных Центральным Банком рамках – 7,5–8,5%. В 2005 г. рост цен, предположительно, составит не менее 10%.

Начало 2005 года ознаменовалось публикациями в прессе различных экономических прогнозов. При этом эксперты, довольно критически оценивая итоги 2004-го, особого оптимизма в год наступивший также не демонстрируют. В самом деле, по ряду важнейших макроэкономических параметров итоги 2004 г. оказались заметно хуже прогнозных значений. Показатели роста ВВП обеспечивались, в основном, беспрецедентно высокими мировыми ценами на нефть и другие сырьевые товары. В прошедшем году четко обозначилось снижение темпов прироста основных качественных показателей экономики, производительности труда. Есть все основания ждать усугубления данной тенденции, со всеми вытекающими последствиями. Рост ВВП в 2005 г., по разным оценкам, замедлится до 5,0–5,5%. Во многом это объясняется прохождением пика нефтяных цен и снижением их среднегодового уровня с 35 до 32–33 долл. за баррель. Сильнейший рост цен на топливо, продовольствие и черные металлы, имевший место во втором полугодии 2004 г., не оставляет надежд на сохранение инфляции в обозначенных Центральным Банком рамках – 7,5–8,5%. В 2005 г. рост цен, предположительно, составит не менее 10%.

Много прогнозов относительно курса доллара и роста ВВП. Некоторые аналитики полагают, что доллар падает и будет продолжать падать, потому что такова политика американских властей использующих ослабление национальной валюты для стимулирования экспорта и притока капиталов из-за рубежа. США перестали обращать внимание на функцию доллара в мировой экономике, что приведет к тому, что ему появятся альтернативы – одной из таких альтернатив на постсоветском пространстве в перспективе может стать рубль, обеспеченный огромными сырьевыми ресурсами российской экономики.

Другие эксперты склоняются во мнении, что период слабой американской валюты подходит к концу, что доверие частных инвесторов к долларовым активам постепенно восстанавливается. А это значит, что в перспективе одного–двух лет доллар может вернуть себе многое из того, что он потерял за последние три года.

По некоторым прогнозам, курс доллара к декабрю 2005 г. составит 29,5 руб., инфляция – 10–11%, ВВП – 5,5–5,8%. Таким образом, задача, поставленная В. Путиным, об удвоении ВВП к 2010 году, становится весьма проблематичной.

Много разговоров о грядущих поглощениях и слияниях. Основным процессом наступившего года станет масштабное перераспределение собственности, начало которому было положено с так называемом “разгромом” “ЮКОСа”. Наблюдаемая в последние годы смена элит неизбежно влечет за собой новый передел собственности. Как считают некоторые эксперты либерального толка, “на смену частно-олигархической системе образца середины 90-х годов приходит новая, государственно-бюрократическая олигархия”. Опасность данной системы, по их мнению, заключается в несопоставимо низком уровне эффективности и ответственности чиновников-бизнесменов.

Идеологическую базу пересмотра итогов приватизации некоторые эксперты усматривают в аналитической записке “Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 гг.”, подготовленной Счетной палатой. Выводы, сосредоточенные в данном документе, весьма неоднозначны. С одной стороны, несовершенство и неполнота законодательной базы на момент приватизации не являются основанием для отмены и пересмотра ее итогов. С другой, – это не освобождает от ответственности лиц, совершивших нарушения в данной сфере, и права государства должны быть восстановлены, так как “каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения”. Видимо, поэтому и депутаты не горят особым желанием услышать нелицеприятные для многих из них данные. Похоже, не хочет широкой огласки итогов приватизации и исполнительная власть. Тем не менее российское правительство намерено и дальше продолжать приватизацию. Важнейшим событием года должна стать приватизация “Связьинвеста”, с которым связываются большие надежды на последующий приток инвестиций в региональные телекомы. Имеются другие приватизационные проекты.

В то же время некоторые аналитики полагают, что, по сути, происходит реприватизация нефтяной отрасли на базе “Газпрома” и “Роснефти”, которая, по их мнению, будет нарастать. Возможно образование на базе “Газпрома” многоотраслевой компании, работающей не только в нефтегазовом секторе, но и в других отраслях энергетики – например, в электроэнергетике. “Газпром” может, купив энергопредприятия, предоставить им льготные условия поставки газа и постепенно добиться контроля над значительной долей рынка поставки электроэнергии.

Немало прогнозов относительно того, как будут строиться взаимоотношения между властью и бизнесом. Некоторые аналитики считают, что противостояние власти бизнесу продолжится. Многие ждут развертывания национального диалога между государством и бизнесом на предмет выработки новой конвенции взаимоотношений. Другие обозреватели полагают, что бизнес ждет не столько принятия новых законов, сколько кардинального изменения практики исполнения существующего законодательства, повышения ответственности органов государственной власти за грубое нарушение этого законодательства.

Многие экономические проблемы России перекочевали из прошлого года в наступивший. Поэтому особого оптимизма по поводу состояния экономики эксперты не испытывают. Подтвердятся ли худшие прогнозы, или все-таки будет определенное улучшение – ответы на эти и другие вопросы даст сама жизнь.