Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

16.08.2006

Геополитика по-«американски»

Американское экспертное сообщество озабочено тенденцией ослабления лидирующей роли США в определении картины современного мироустройства. Нежелание стран и народов на разных континентах работать на общество потребления Запада объясняется «торможением» необратимых процессов демократизации. В качестве главного фактора растущей независимости отдельных лидеров и упадка «идеалов свободы» рассматривается рост богатства этих стран вследствие увеличения цены на сырьевые ресурсы, прежде всего, на нефть.

Американское экспертное сообщество озабочено тенденцией ослабления лидирующей роли США в определении картины современного мироустройства. Нежелание стран и народов на разных континентах работать на общество потребления Запада объясняется «торможением» необратимых процессов демократизации. В качестве главного фактора растущей независимости отдельных лидеров и упадка «идеалов свободы» рассматривается рост богатства этих стран вследствие увеличения цены на сырьевые ресурсы, прежде всего, на нефть.

Каким образом дорогая нефть мешает демократии, мировой общественности объясняет М. Росс («Мешает ли нефть демократии?», World Politics, апрель 2001). Следуя рассуждениям Р. Оти, наличие полезных ископаемых является благом только для «демократических» американцев и их союзников, а для всех остальных – «проклятие ресурсов» («Устойчивость развития стран с экономикой, богатой полезными ископаемыми: Тезисы о проклятии ресурсов», 2003). Отсутствие перспектив в развитии экономики у стран, которые располагают в изобилии природными ресурсами пытаются доказать Дж. Сакс и Э. Уорнер («Изобилие полезных ископаемых и экономический рост», 1995). По мнению политолога Х. Корралеса, сегодняшние высокие цены на нефть усиливают позиции современных диктаторов («Уго Босс», Foreign Policy, январь-февраль 2006). Как считает М. Наирна, доходы получаемые Россией от продажи энергоресурсов изменили не только политический курс, но и образ В. Путина, который становиться похож на У. Чавеса («Глобовикторина: угадай, кто лидер», Newsweek International, декабрь 2004).

Дальше всех в пояснении «геополитических истин» продвинулся Т. Л. Фридман и сформулировал «Первый закон петрополитики», определяющей характер современной эпохи, который гласит, что «уровень демократии обратно пропорционален уровню цен на нефть» (Первый закон петрополитики, «Foreign Policy», май 2006). По его мнению, при цене на нефть в 20, а не больше 60 долларов за баррель президент Ирана М. Ахмадинежад не выступал бы с антиизраильскими лозунгами, президент Венесуэлы У. Чавес не посылал бы Дж.Буша и Т. Блэра «ко всем чертям», а Россию наверняка постигла бы участь СССР.

«Анализируя» события в странах Персидского залива и во всем арабском мире за последние несколько лет Т. Л. Фридман пришел к выводу, что причиной реформ избирательной системы, трудового и иммиграционного законодательства в Бахрейне, как лидере процессов демократизации в регионе, стало сокращение запасов нефти. А, полное отсутствие углеводородов в Ливане позволило «демократическим» силам добиться вывода из страны сирийских войск. Таким образом, существует прямое соотношение между уровнем цен на нефть и темпами, масштабом и устойчивостью расширения или «сжатия» экономических и политических свобод в определенных странах.

Согласно «Первому закону петрополитики», чем больше растет средняя мировая цена на сырую нефть, тем сильнее в этих странах «размываются» свобода слова и печати, институт свободных и честных выборов, верховенство закона, независимость судов и политических партий. Эта негативная тенденция усугубляется еще одним фактором: чем выше нефтяные цены, тем меньше лидеров нефтегосударств (в этом списке Т. Л. Фридмана Азербайджан, Ангола, Венесуэла, Египет, Иран, Казахстан, Нигерия, Россия, Саудовская Аравия, Судан, Узбекистан, Чад и Экваториальная Гвинея) волнует то, что о них думает и говорит мировое сообщество (Авт. – Запад).

Кроме того, страны, обладающие природными ископаемыми, поражают «голландская болезнь» (процесс деиндустриализации вследствие внезапно обрушившихся доходов от экспорта сырья) и «сырьевое проклятие» (деформация политической системы, экономических и социальных отношений, отказ от инноваций и конкуренции).

Как отмечают американские эксперты, на «свертывание» демократии в условиях резкого увеличения доходов от продажи нефти направлен целый механизм. Богатство у «неразвитых» стран приводит к неправильной налоговой (уменьшение налоговой нагрузки), социальной (рост государственных расходов), «репрессивной» (повышение обороноспособности, финансирование спецслужб и правоохранительных органов) и другой политики.

Вместе с тем, «Первый закон петрополитики» не имеет универсального характера и не действует в отношении цивилизованных стран с прочной государственностью, устойчивыми демократическими институтами и диверсифицированной экономикой (у Т. Л. Фридмана это  Великобритания, Норвегия, естественно США и другие).

Причина беспокойства американских экспертов не только в росте авторитаризма в «нефтегосударствах», а в обнаружении «явлении «сглаживания» мира, т.е. быстрого притока на мировой рынок 3 млрд. новых потребителей из Китая, Бразилии, Индии и бывшей советской империи». Все они мечтают о доме, машине, микроволновке и холодильнике. Их потребности в энергоносителях огромны и продолжают расти. Они уже стали и продолжат быть постоянным источником давления на цену нефти. Для Запада это фактически означает угрозу потери привилегий, которыми пользуются страны т.н. «золотого миллиарда». 

По мере того, как у нефтегосударств накапливается все больше и больше богатств, они могут вполне реально начать изменять всю международную систему отношений и сам характер мирового устройства, сложившегося после окончания холодной войны.

Американские аналитики считают, что после падения Берлинской стены «безостановочный» процесс развития свободного рынка и демократизации в мире столкнулся со встречной волной нефтяного авторитаризма, порожденного высокой ценой на нефть. Внезапно такие режимы, как иранский, нигерийский, российский и венесуэльский, начали отход от казавшегося безостановочным процесса демократизации.

Длительное воздействие нефтяного авторитаризма на различные процессы в мире способно нарушить международную стабильность. Некоторые «самые отвратительные режимы мира» получат дополнительные средства, чтобы долгое время творить свои «черные дела». А добропорядочные демократические страны, подобные Индии или Японии, будут вынуждены раболепствовать перед такими нефтяными диктаторами, как Иран или Судан, и закрывать глаза на их поведение, поскольку в огромной степени зависят от их нефти.

Общую тенденцию, которая отражается в новостях каждый день: рост цен на нефть совершенно определенным образом оказывает негативное воздействие на темпы распространения свободы во многих странах. А когда набирается достаточное количество таких стран с негативным воздействием, они начинают отравлять мировую политику.

Для США, как лидера западного мира и главного потребителя углеводородов в мире (25%) изменение структуры энергопотребления в целях снижения цен на нефть является императивом национальной безопасности. Следовательно, любая американская стратегия продвижения демократии, в которую не включены разумные и долгосрочные планы поиска альтернатив нефти и снижения цен на нее, становится полностью бессмысленной и обречена на провал...

Валерий Петров, историк. политолог