Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

22.12.2008

Слишком велики, чтобы рухнуть?

Too big to fail.

Too big to fail.

Современные рыночные реалии, девальвируют всякую аргументацию экспертов, оперирующих многолетней макроэкономической статистикой.

Общим местом биржевых сводок является обязательное упоминание о многочисленных ценовых максимумах и минимумах. Информация о них повышает волатильность текущих операций и усиливает нервозность игроков. Прогнозы, основанные на убеждении, что так будет в этот раз, потому что так было и раньше – всякий раз оказываются несостоятельными.

Изменения курса в паре евро/доллар, на прошедшей неделе вызвало лихорадку на мировых финансовых рынках.

Аналитики UBS AG , Barclays Capital и ряда других компаний оказались не готовы принять укрепление европейской валюты. Постфактум, движение валютного курса было увязано с «неожиданным» обнулением базовой процентной ставки ФРС США и наступлением сезона дешёвых долларов. Действительно, с позиции статистической вероятности решение главы Федерального резерва Б. Бернанке, может показаться внезапным и не должно приниматься в расчет. Ведь ставка рефинансирования, по которой банки получают от ФРС средства, впервые с 40-х годов XX века опустилась до 0,5%. Однако, все действия американского правительства по спасению экономики, в том числе щедрое накачивание ликвидностью банковского сектора – говорили об обратном. Частичный отыгрыш доллара в конце недели, успокоил аналитиков. Многие пришли к закономерному выводу о том, что «это начало новой долгосрочной тенденции ослабления евро, его курс упадет к доллару на 10%, поскольку повышенный интерес к стабильным активам и экономическая слабость Европы, подстегнут спрос на американскую валюту».

Экспертов не смущает ни растущий внешний долг США (в 2009 финансовом году прогнозируется увеличение на 1,8–2 трлн. долларов), ни ожидаемый бюджетный дефицит в размере 1 трлн. долларов. К рискам для доллара следует относить и обещание избранного президента Барака Обамы подписать в январе 2009 года указы о снижении налоговой нагрузки в размере до 6% ВВП. Для американских производителей всё большую важность приобретает дешёвая американская валюта, как наиболее простой способ повышения конкурентоспособности товаров. Во время обсуждения в Конгрессе кредитов для спасения американского автопрома, лоббисты « General Motors » и « Chrysler » обходились эмоциональными заявлениями, что компании: « T oo big to fail» – слишком велики, чтобы рухнуть.

Крупнейшие банки США не спешат инвестировать финансовые средства, полученные в рамках откорректированной программы Г. Полсона. По первоначальному замыслу, ликвидность должна была направляться на выкуп «плохих активов» и Уолл-стрит всерьёз рассчитывал перепоручить неплатежеспособных заёмщиков федеральному правительству. На деле «план Полсона» обернулся частичной национализацией банковской системы. ФРС применила сразу несколько программ поддержки финансового и реального секторов экономики, общий объем которых превысил 6 триллионов долларов. Среди них наиболее существенными является размещение средств ФРС на краткосрочных депозитах в коммерческих банках и предоставление наличности под залог краткосрочных корпоративных облигаций. С сентября 2007 года ФРС снизила ставку с 5,25 почти до 0%, однако это почти не повлияло на кредитную активность. В декабре 2008 года ставки для конечных заемщиков оказываются даже выше, чем они были в начале осени.

Барак Обама заявил 16 декабря, что власти «почти исчерпали традиционное оружие, используемое во время рецессий, то есть снижение процентных ставок, и сейчас ставки настолько малы, насколько это возможно». Теперь, по его словам, предстоит «перейти к покупке обеспеченных ипотекой облигаций».

Более чем вероятно, что банковский сектор всё же добьётся своего. Тем более, что будущий министр финансов Т. Гайтнер имеет близкие связи с Уолл-стрит. В настоящее время он является руководителем Федерального резервного банка Нью-Йорка. Эксперты говорят о невозможности дальнейшего снижения базовой ставки – гипотетические отрицательные значения кажутся абсурдом. По случаю образования процентного коридора базовой ставки в 0,00% – 0,25%, новостные агентства широко цитировали Б. Бернанке образца 2003 года, когда председатель ФРС Алан Гринспэн снизил процентную ставку до 1%. Основная мысль сводилась к тому, что в случае кризиса он будет готов «разбрасывать деньги с вертолёта». ФРС уже заявила о готовности закупить у агентств Fannie Mae, Freddie Mac и Ginnie Mae ипотечные облигации на сумму более 600 миллиардов долларов с целью снижения процентов по кредитам на покупку жилья. Масштабные программы требуют денежной эмиссии.

По мнению валютного стратега IHS Global Insight Иена Рэндолфа, давление на доллар усилится в начале 2009 года и курс евро вернется к отметке 1,45 доллара. Некоторые эксперты идут в этом направлении ещё дальше, прогнозируя рост инфляции в США и бегство от доллара, через покупку недооцененных активов. В таком случае ближайшая цель по евро составит – 1,8 доллара.

Большинство полярных прогнозов носит ситуативный характер. Рост амплитуды колебаний курсов спровоцирован многочисленными спекулятивными игроками, в последние месяцы переместившими своё внимание с фондовых площадок на валютные рынки. Сменить тренд на торговле активами, сейчас сложно. Узкий рынок достаточно предсказуем и неинтересен, что вызывает разочарование и «медведей», и «быков». Поэтому интерес смещается в сторону финансовых инструментов. Скорее всего, основной причиной снижения курса евро к доллару к концу недели можно назвать фиксацию прибыли игроками после стремительного роста европейской валюты в течение двух предыдущих недель, то есть закрытие краткосрочных торговых лотов. На этой неделе, курс евро, вероятно, будет продавлен, для того чтобы после Рождества открыть долгосрочные позиций по европейской валюте. Таким образом, в начале 2009 года доллар испытает значительное давление, но курс будет по-прежнему колебаться вокруг отметки 1,35–1,4 доллара за евро, с тенденцией к постепенному проседанию к концу квартала.

В первом квартале 2009 года, реальные предпосылки для значительного изменения стоимости мировых валют, по отношению друг к другу, не появятся. Запуск в США печатного станка может вызвать скачок инфляции, рост цен на нефть, зерно и потребительские товары, но произойдёт это со значительным временным лагом. Следует помнить о том, что ведущие европейские экономики будут находиться в состоянии рецессии, а центробанки ряда стран уже снизили учётные ставки до 2% и ниже, в том числе в Японии до 0,1%. Очевидно, что такие действия продолжатся. Деньги становятся дешевле в мировом контексте. Подобная ситуация обернётся снижением уровня жизни большинства конкретных потребителей во имя оживления абстрактной экономики.

Влад Григорьев, эксперт