Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

03.10.2008

Новая многополярная геополитическая модель как адекватный ответ американским «шалостям»

В последнее время многие эксперты различных стран пытаются ответить на один и тот же актуальный вопрос, волнующий все человечество: как повлияет на привычный глобальный порядок грузино-осетинская война и грянувший вслед за ней мировой финансовый кризис. На первый взгляд, эти два события никак не связаны между собой. Однако между ними совершенно очевидно просматривается причинно-следственная связь, которая может так или иначе сказаться и на судьбе России, и постсоветского пространства, и всего мирового сообщества.

В последнее время многие эксперты различных стран пытаются ответить на один и тот же актуальный вопрос, волнующий все человечество: как повлияет на привычный глобальный порядок грузино-осетинская война и грянувший вслед за ней мировой финансовый кризис. На первый взгляд, эти два события никак не связаны между собой. Однако между ними совершенно очевидно просматривается причинно-следственная связь, которая может так или иначе сказаться и на судьбе России, и постсоветского пространства, и всего мирового сообщества.

По мнению секретаря Совета безопасности России Н.Патрушева, высказанному в интервью «Известиям», после августовских событий на Кавказе стало очевидным, что мир перестал быть однополярным. «Идет формирование новой многополярной мировой политической модели, в которой наряду с Россией активную роль занимают европейские государства, особенно Франция, Италия, Германия, а также Китай, Индия, государства Латинской Америки», -- заметил Н.Патрушев.

Разумеется, с усилением роли России не совсем согласна Старая Европа. Но каждый раз становиться заложником американских авантюр она также не желает. А громкий финансовый кризис, берущий свое начало с многолетних американских «шалостей» на фондовых рынках, заставил европейцев призадуматься всерьез.

Сегодня многие ждут ответа на вопрос: чем закончиться этот кризис? А чтобы ответ был обоснованным и убедительным, надо прежде всего выяснить истинные причины этого кризиса. Любопытную точку зрения по этому поводу в газете «Коммерсант» высказал глава ОАО «Российские железные дороги» В.Якунин. Он вспомнил разговор с известным американским альтернативным экономистом, профессором Л.Ларошем, состоявшийся еще полтора года назад. Тогда американский специалист сказал утверждал, что экономический кризис уже имеет место. Он подчеркивал, что основанием для кризиса является превращение экономики и, прежде всего, финансов в виртуальную экономику и виртуальные финансы. Из всего денежного оборота, который сегодня в мире происходит, по его мнению, только до 15% бумажных денег обеспечены реальными ценностями -- промышленным производством, полезными ископаемыми и так далее. «Мне кажется, -- продолжил далее В.Якунин, -- что сейчас мы наблюдаем как раз справедливость этой формулы. Летом я тему кризиса обсуждал и с другими экономистами, со своими друзьями в правительстве, поэтому сам кризис не стал неожиданным. Но я же не профессиональный финансист. Если кризис был виден и очевиден мне, то должен был быть виден и очевиден людям, которые занимаются управлением финансами».

Тем не менее кризис застал врасплох многих. Аналитики наблюдают, как американское руководство лихорадочно ищет пути выхода из кризиса, зачастую наступая на горло собственной «неолиберальной песне». Не сидит, сложа руки, Европа, принимаются определенные меры и в России. Первый заместитель председателя Банка России А.Улюкаев заявил, что пик кризиса на российском финансовом рынке уже пройден, однако проблемы с ликвидностью могут сохраняться еще в течение 15 месяцев. Тем временем ЦБ продолжает разрабатывать меры по поддержанию ликвидности в банках, в частности планируется снизить рейтинги активов, которые принимаются в качестве обеспечения для рефинансирования, а также ввести аукционы беззалогового кредитования по аналогии с аукционами Минфина России. Министр финансов РФ А.Кудрин сообщил, что, прежде чем приступить к покупке акций на рынке, правительство будет тщательно взвешивать возможность использования различных инструментов для поддержки финансового рынка .

По мнению В.Якунина, надо выделить средства, прежде всего, для поддержки тех финансовых институтов, которые располагают собственным капиталом, не дутым, а реально сформированным, у которых есть за что бороться. Если у них в собственности или в залоге находятся интересные активы -- месторождения, например. Помощь надо оказывать тем, кто на своих плечах сможет вынести экономику, не дать ей серьезно провалиться. Это реально работающие компании, это реально работающие финансовые институты. «Мне представляется, -- сказал далее В.Якунин. -- что у нас должен быть реестр внешних долгов. Финансовые власти России должны понимать, не просто кто находится в опасной зоне, а что у него за душой. Если это спекулятивный институт, ну и пускай накрывается. А если это серьезный банк, который поддерживает огромное количество предприятий, может быть, целые отрасли, то, наверное, в первую очередь они должны получить соответствующую государственную поддержку».

В.Якунин сделал еще один принципиальный вывод -- о конце неолиберальной теории. Пропагандировавшийся в рамках неолиберальной экономической теории тезис о том, что государство должно выйти из всякого управления экономическим развитием, близко к нему не подходить и выполнять только функции института, который, создав определенную законодательную базу, выполняет ограниченные функции относительно социально-экономического развития, красиво смотрелся только для благополучных стран, которые эксплуатировали ресурсы других. «И у нас были очень громогласные заявления, что не надо государству вмешиваться в экономику, рынок все сам рассудит, -- напомнил В.Якунин. -- Мы видим пример США -- апологета этой теории. Там сейчас происходит, по сути дела, национализация. Как это соотносится с неолиберальной теорией? Да никак. Именно поэтому я говорю, что данной теории конец».

По словам В.Якунина, это может привести к формированию новой экономической парадигмы. «Начнем всем миром, я имею в виду действительно всем миром, строить и воплощать новую экономическую теорию, -- продолжил далее В.Якунин. -- Надеюсь, наконец-то поймем, что нельзя жить на финансовых суррогатах, нельзя, чтобы весь мир жил на одной валюте, не обеспеченной ничем, которая называется доллар. И то, что Дмитрий Анатольевич Медведев произнес относительно возможности создания финансового центра в России и использования национальной валюты как расчетной, -- не выдумки, это реально обсуждается. Например, с крупными арабскими финансистами. Это, я считаю, рождение нового финансового мира».

Но создание новой экономической парадигмы диктует необходимость формирование новой многополярной мировой политической модели, в которой наряду с Россией активную роль играли ведущие европейские государства, а также Китай, Индия, государства Латинской Америки. Как известно Президент России недавно подчеркнул, что нельзя пренебрегать механизмами ООН и ее Совета Безопасности, и предложил поработать над выстраиванием новой системы общеевропейской безопасности. Его поддержал Президент Франции Н.Саркози, заявив на Генеральной Ассамблее ООН, что Европа намерена строить с Россией совместное будущее и хочет быть партнером, в том числе и в рамках возможного единого экономического пространства. И Россия готова к равноправному, конструктивному сотрудничеству с другими странами, в том числе и с США.

Но тут возникают проблемы, связанные с ближайшими соседями России. Ведь не секрет, не без влияния Запада, в Украине, странах Балтии, Грузии особых симпатий к России со стороны правящих политических элит не наблюдаются. Поэтому, считает политолог И.Жадан из «АПН.ру», альтернативой компактной геополитике может стать геополитика слоёного пирога , или «биг-мака». За пределами непосредственного лимитрофа создается пояс союзничества, в нужный момент компенсирующий нестабильные отношения с государствами непосредственного окружения.

К примеру: страны Старой Европы, дружественные балканские страны балансируют русофобскую Восточную Европу, а дружественный Иран -- оказывает сдерживающее воздействие на Закавказье и Среднюю Азию. Таким образом, естественные для стран-соседей трения этих государств с российскими лимитрофами теперь идут на пользу России.

Но прежде, чем рассуждать о том, что день грядущий готовит России и где она может оказаться в результате изменений, которые претерпевает глобальный миропорядок, надо трезво оценить собственные ресурсы, считает известный политолог В.Никонов. «В позитиве у нас «неплохой энергетический ресурс» и растущая экономика. Учитывая разразившийся финансовый кризис, наше стремление из восьмой превратиться в пятую мировую экономику может осуществиться даже быстрее, чем мы надеялись. Кроме того, среди плюсов – «крупные оборонные возможности». Однако главным ресурсом любой страны являются люди, -- считает политолог. -- А вот здесь показатели России не так хороши, как хотелось бы. Да и предложить миру «глобальную идеологию» мы пока не в силах». «Мы гораздо сильнее, чем 10 лет назад, но гораздо слабее, чем ныне существующие центры силы», -- подвел итог ревизии В.Никонов.

Есть ли будущее у проекта новой геополитической модели, базирующей на новой экономической парадигме, сможет ли Россия обеспечить многополярность в международных отношениях, -- ответы на эти и другие непростые внешнеполитические вопросы даст время.

Владимир Клавдин, политолог