Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

05.09.2008

Контуры новых геополитических реалий

Недавние события на Кавказе, провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии, признание Россией их суверенитета и правосубъектности дали возможность многим аналитикам серьезно говорить о складывающихся новых геополитических реалиях, которые так или иначе окажут громадное влияние на генезис мирового сообщества. Обильную пищу для размышлений вызвали многочисленные интервью Д.Медведева и В.Путина западным изданиям. Обращает на себя внимание тот факт, что оба российских руководителя оперативно и содержательно реагировали на информационные и дипломатические выпады со стороны отдельных западных лидеров и некоторых средств массовой информации.

Недавние события на Кавказе, провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии, признание Россией их суверенитета и правосубъектности дали возможность многим аналитикам серьезно говорить о складывающихся новых геополитических реалиях, которые так или иначе окажут громадное влияние на генезис мирового сообщества. Обильную пищу для размышлений вызвали многочисленные интервью Д.Медведева и В.Путина западным изданиям. Обращает на себя внимание тот факт, что оба российских руководителя оперативно и содержательно реагировали на информационные и дипломатические выпады со стороны отдельных западных лидеров и некоторых средств массовой информации.

Внимание прессы и аналитиков прежде всего привлекло интервью Д.Медведева российским телеканалам. Президент России не только обосновал необходимость признания молодых суверенных государств, но и четко, по-новому сформулировал пять принципов внешней политики. Суть их заключается в том, что Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами, что мир должен быть многополярным. А наиболее важные международные проблемы не должны решаться одной страной. Кроме того, Россия не хочет конфронтации ни с одной страной и не собирается изолироваться. Безусловным приоритетом для нее является защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились. Но у России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми Россию традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Именно этими принципами будет руководствоваться Россия при осуществлении своей внешней политики.

Заявление Президента РФ стало холодным душем в первую очередь для тех западных деятелей, которые призывали Европейский Союз наказать Россию за «агрессию против Грузии», признание независимости молодых суверенных республик. Не секрет, что Польша, Великобритания, страны Балтии занимали достаточно жесткую позицию. Другие страны ЕС проявляли сдержанность. В итоге позиция «ястребов» не встретила понимания у большинства участников саммита. Как и ожидалось, никаких санкций против России Европа вводить не собирается. И, несмотря на осуждение действий Москвы в отношении Грузии, максимум, на что решился ЕС – это перенос сроков начала переговоров о новом соглашении о стратегическом партнерстве. Евросоюз не в состоянии порвать с Россией из-за того, что российская сторона связана поставками нефти и газа. Но это не единственная причина. Россия -- огромный и растущий товарный рынок. Американцами он практически не освоен. А европейцы его активно осваивают. Кроме того, в политических кругах Европы немало явных и неявных сторонников многополюсного мира. И Россия в этом им прямой союзник. В общем плане сильная Россия позволяет европейцам менее зависеть от американцев.

В средствах массовой информации нет недостатка в комментариях по поводу признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Некоторые обозреватели делают акцент на то, что Россия в этом вопросе оказалась в изоляции – ее примеру не последовали, дескать, даже ближайшие партнеры. Но, как напомнил Д.Медведев, признание осуществляется каждым государством в индивидуальном порядке. Никаких коллективных действий здесь быть не может.

Должны были озвучить свою позицию и страны ОДКБ. «Интерфакс» н апомнил, что о необходимости провести встречу на высшем уровне государств-членов ОДКБ первым заявил Президент Беларуси А.Лукашенко. Именно так он отреагировал на требование Москвы признать независимость Южной Осетии и Абхазии. 28 августа А.Лукашенко отправил послание президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором высказал мнение о целесообразности вынесения вопроса о статусе кавказских республик на саммит участников ОДКБ, в который, помимо России и Белоруссии, входят Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. При этом А.Лукашенко заверил, что Беларусь остается надежным и последовательным союзником России.

На следующий день, 29 августа, официальный представитель МИД РФ А.Нестеренко подтвердил, что обсуждение вопроса о признании Абхазии и Южной Осетии, действительно, входит в повестку дня, назначенного на 5 сентября сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. После этого российская сторона начала активные консультации со своими партнерами по альянсу. Д.Медведев встретился с Президентом Армении С.Саргсяном, лидером Таджикистана Эмомали Рахмоном, а также переговорил по телефону с А.Лукашенко. Премьер-министр РФ В.Путин в свою очередь провел переговоры с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. СМИ отмечали, что хотя собеседники российских лидеров полностью поддержали действия Москвы на Кавказе и одобрили жесткую позицию Кремля в отношении Грузии, ни один из них не объявил о своей готовности признать Южную Осетию и Абхазию. Более того, Президент Армении С.Саргсян на встрече с армянскими послами в зарубежных странах прямо объяснил, почему он не может решиться на такой шаг. «При наличии нагорно-карабахского конфликта Армения не может признать находящееся в аналогичной ситуации иное образование, пока не признала Нагорно-Карабахскую Республику», -- заявил глава государства, пояснив, что по той же причине Армения в свое время не признала независимость Косово. По мнению С.Саргсяна, реализация права на самоопределение путем отделения требует определенного времени, чтобы с мыслью о самоопределении смирились все заинтересованные стороны.

Другие страны-члены ОДКБ, очевидно, также хотят взять тайм-аут в вопросе признания нового статуса Южной Осетии и Абхазии. Белорусские и казахские официальные СМИ, сообщая о предстоящем саммите альянса в Москве, сознательно делают упор на других вопросах повестки дня -- углублении военного и военно-технического сотрудничества, приоритетных направлениях деятельности ОДКБ на ближайший год, противодействии новым вызовам и угрозам и так далее. Источники в правительстве Беларуси говорят, что Минск, если и признает Южную Осетию с Абхазией, то не раньше парламентских выборов, намеченных на 28 сентября. Казахстан вряд ли захочет ставить под угрозу весьма значительные вложения казахского бизнеса в инфраструктуру Грузии (в частности, в Батумский порт).

А от Президента Узбекистана И.Каримова в силу его непростых отношений с ОДКБ (с 1998 по 2006 гг. республика приостанавливала свое членство в договоре) и вовсе трудно ждать поддержки в столь щекотливом вопросе. Максимум, на что способны партнеры России это де-факто признать существование независимых Абхазии и Южной Осетии. К такому выводу пришло большинство российских экспертов. Именно в силу указанных обстоятельств было решено, что вопрос о коллективном признании членами ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии больше не является основной темой повестки дня. По всей видимости, Россия также не будет настаивать на немедленном присоединении этих республик к альянсу, удовольствовавшись подтверждением понимания своей позиции другими членами ОДКБ.

Что касается реакции руководства Грузии, то, похоже, оно испытывает определенную нервозность. Сначала Грузия в одностороннем порядке вышла из ряда соглашений по урегулированию конфликта в Южной Осетии. Как уточнил госминистр республики по вопросам реинтеграции Т.Якобашвили, это решение означает, в частности, что грузинская сторона выходит из состава Смешанной контрольной комиссии (СКК), созданной на основе соглашения 1992 года. В СКК наряду с Грузией входили также Южная Осетия, Северная Осетия и Россия. Таким образом, российские военные в Грузии, по мнению министра, окончательно лишились статуса миротворцев и должны немедленно покинуть территорию республики». Затем было сообщено, что специальные подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел Грузии стягиваются к границе с Южной Осетией. И, наконец, МИД Грузии вручил посланнику России в Тбилиси А.Смаге ноту с уведомлением о разрыве дипломатических отношений между двумя странами.

Совершенно очевидно, что подобные шаги Грузия не могла сделать без согласия Соединенных Штатов, о чем свидетельствует недавний визит вице-президента США Д.Чейни в Закавказье. В Тбилиси он заявил, что Вашингтон выделит Грузии 1 млрд. долларов на преодоление последствий конфликта в регионе. В грузинскую столицу американский политик прибыл в рамках турне по бывшим союзным республикам, которое он начал с Азербайджана, где обсудил вопросы транспортировки энергоресурсов в обход России.

«Коммерсантъ» пишет, что Президент Азербайджана И.Алиев встретил заокеанского гостя холодно. Он дал понять Д.Чейни, что ценит хорошие отношения с Россией и не намерен пока форсировать реализацию Nabucco (транскаспийского газопровода, который должен пойти в обход России). Кроме того, Азербайджан уже увеличил загрузку нефтепровода Баку—Новороссийск. И пришел к выводу, что в нынешних условиях гораздо надежнее транспортировать газ в Европу не через Грузию и Турцию, а через Россию. Д.Чейни остался крайне недоволен итогами переговоров и даже отказался посетить торжественный ужин в свою честь.

Прибыв в Тбилиси, Д.Чейни вступил с критикой в адрес России, усомнившись в ее способности быть международным партнером. Грузия, тем временем, готова вернуться к переговорам с «соседом». Об этом М.Саакашвили обмолвился на совместной пресс-конференции с американским вице-президентом. Любопытно, что незадолго до приезда последнего грузинские власти приняли решение вернуться к прежнему визовому обслуживанию граждан России. Между тем, кроме миллиарда долларов и 17 тонн гуманитарного груза из США, Вашингтон может направить в Грузию больше военных инструкторов, которые помимо прочего займутся боевой подготовкой и оснащением грузинских бронетанковых частей. Одновременно официальный представитель НАТО Д.Аппатурай объявил о том, что альянс подключил Грузию к своей системе контроля за воздушным пространством. Такие попытки перевооружить Грузию являются нарушением соглашения Медведева-Саркози.

Таким образом, США даже и не пытаются предпринять какие-то меры, направленные на снижение напряженности в Закавказье. Это вызывает определенное беспокойство в Европе. Европейцев все чаще посещает мысль о том, что они могут стать заложниками американских амбиций. Кроме того, становится очевидным, что о проевропейской, прозападной оппозиции в России можно теперь забыть надолго. После западной реакции на Осетию можно ли говорить в России о «европейских ценностях»? О свободе СМИ? О демократии – такой, как у Саакашвили? Иллюзии насчет ценностей западной демократии начинают исчезать. И не только в России. Контуры новых геополитических реалий просматриваются довольно четко.

Владимир Клавдин, политолог