Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

17.07.2008

Жизнь без нефти

Компас смотрит на север. И не ошибается. Скандинавы могут многому научить: как в условиях свободного рынка сохранить социальные ориентиры, уберечь от грубого вмешательства природную среду, хозяйствовать мудро и экономно. Сегодня всех мучает нефть -- безумно дорожает и усложняет без того нелегкую жизнь. Есть альтернативные источники энергии? Они давно известны -- солнце, ветер, морские приливы и атомный реактор. Все «адреса» требуют больших вложений, но беда в том, что автомобиль присосался к нефтяной трубе и поглощает 60 процентов топлива. Свет и тепло могут дать ГЭС и АЭС, чем, однако, заправить прожорливый бак?

Компас смотрит на север. И не ошибается. Скандинавы могут многому научить: как в условиях свободного рынка сохранить социальные ориентиры, уберечь от грубого вмешательства природную среду, хозяйствовать мудро и экономно. Сегодня всех мучает нефть -- безумно дорожает и усложняет без того нелегкую жизнь. Есть альтернативные источники энергии? Они давно известны -- солнце, ветер, морские приливы и атомный реактор. Все «адреса» требуют больших вложений, но беда в том, что автомобиль присосался к нефтяной трубе и поглощает 60 процентов топлива. Свет и тепло могут дать ГЭС и АЭС, чем, однако, заправить прожорливый бак?

Джордж Буш, которому надо любым способом поднять свою загубленную репутацию, выступил с «космической инициативой» -- сократить импорт нефти с Ближнего Востока на 75 процентов и перевести американский транспорт на этанол, биогаз и водород. Это громкое заявление поддержала тихая Малайзия -- в следующем году перейдет с дизеля на пальмовое масло.

Всех оставила позади Швеция. Ее любимый герой «вертолетчик» Карлсон -- с пропеллером на спине -- заправлял себя вареньем. Это воодушевило шведов. Стокгольм пообещал к 2020 году полностью отказаться от углеводорода. Правительственная программа «Независимость от нефти» разработана детально и взвешенно -- никаких «заскоков». Определена стратегия: «Начинать надо не с замены одного источника энергии на другой, а с ее экономного использования». Бережливость -- это не только арифметика, но и образ мышления. Людей приучают искать и находить нужное решение.

Появилась новая профессия -- энергоконсультант. Задачи видится в том, чтобы подсказать, на чем и как экономить электричество. Утепление стен окупается за одиннадцать лет, а оснащение окон стеклопакетами и того быстрее -- за три года. Если хозяин перестраивает свой дом и сооружает ветряной или солнечный генератор, ему снижают налоги и выдают премию -- 1700 долларов. Это всего лишь присказка. Главное -- забыть о бензине и дизеле. Стокгольмцы с удовольствием пересаживаются на велосипед или пользуются метро. «Накрученные» легковушки дорожают, и сложно найти место для стоянки. Однако избавиться от автомашины невозможно, и все озабочены тем, чтобы изменить ее аппетиты.

Крупные заправки обязаны установить этаноловую колонку. Водители, которые заливают в бак рапсовый или кукурузный спирт имеют ощутимые льготы: бесплатно въезжают из пригородов в столицу и не платят за парковку. Ученые подсчитали, что этанол, полученный из зерновых культур, обходится дешевле, чем бензин. Правда, спиртовой двигатель надо совершенствовать, чтобы меньше потреблял и большей была отдача. Компании «Вольво» и «Фольксваген» уже выпускают экономичные машины и покоряют Бразилию. Здесь три четверти водителей используют биотопливо из сахарного тростника.

Цивилизация насилует природу. «Спиртоводы» объедают человека. Чтобы колеса вращались в течение года, на это уйдет урожай с 15 засеянных гектаров. Роскошь, которая обернется массовым голодом... Генетики пытаются создать микроорганизмы, способные заставить рапс и кукурузу выдавать как можно больше «горючки».

В очереди -- авиация. Никто не ожидал, что ей понадобится биотопливо из растительных масел. В середине XIX века львовский аптекарь Ян Лукашевич впервые в мире получил из сырой нефти керосин и установил в местной больнице керосиновую лампу. Это было событием, на которое откликнулись все жители планеты. Сейчас этот продукт обеспечивает в основном наши полеты. Однако цены на керосин выросли с прошлого года в 2--3 раза и достигли 170 долларов за баррель. Согласно прогнозам вскоре поднимется до 250 «баксов». Основная масса горючего тратится при взлете и посадке самолета. Это бьет по авиакомпаниям, обеспечивающим ближние рейсы. «Новаторы» стали использовать смесь: керосиновый бак лайнера можно разбавить на 40 процентов рапсовой добавкой.

В Швеции ко всему прочему работает биогаз. В Стокгольме предприятие по очистке сточных вод производит метан, и на заправках появились газовые колонки. Правда, население ропщет -- ядовитые испарения попадают в атмосферу... Шведы подумывают о том, как заполучить жидкий «автоводород». Сегодня это дорогое удовольствие, но от него не уйдешь. Чтобы поставить водородную машину на конвейер, придется создавать гигантскую отрасль с производством топливных элементов и техническими станциями нового профиля. К тому же переоборудовать все заправки. Карлсону это давалось проще -- банка варенья и ничего больше...

Игорь ЛИСТОПАД