Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

31.12.2009

От унификации к систематизации

Социальная сфера Союзного государства – наиболее динамично развивающаяся. За последнее десятилетие граждане России и Беларуси фактически сравнялись в правах на трудоустройство, передвижение, медицинскую и социальную защиту. Во многом это произошло благодаря активной законотворческой деятельности парламентариев двух стран. Несмотря на то, что Конституции и России и Беларуси признают приоритет международных договорённостей, в ряде случаев наблюдалось нарушение трудовых или миграционных прав граждан России или Беларуси. Происходило это зачастую от отсутствия информации, так как соответствующие двухсторонние договоры не включались в национальные трудовые кодексы. Безусловно, в идеале существующие в рамках Союзного государства правовые нормы, регулирующие трудовое и миграционное законодательство следовало бы свести в соответствующие кодексы. Однако, в условиях, когда правовое поле Союзного государства формируется национальными парламентами, напомним, что Парламентское собрание Союза Беларуси и России имеет право принимать лишь нормативные акты имеющие статус законодательной рекомендации, это скорее задача на будущее.

Социальная сфера Союзного государства – наиболее динамично развивающаяся. За последнее десятилетие граждане России и Беларуси фактически сравнялись в правах на трудоустройство, передвижение, медицинскую и социальную защиту. Во многом это произошло благодаря активной законотворческой деятельности парламентариев двух стран. Несмотря на то, что Конституции и России и Беларуси признают приоритет международных договорённостей, в ряде случаев наблюдалось нарушение трудовых или миграционных прав граждан России или Беларуси. Происходило это зачастую от отсутствия информации, так как соответствующие двухсторонние договоры не включались в национальные трудовые кодексы. Безусловно, в идеале существующие в рамках Союзного государства правовые нормы, регулирующие трудовое и миграционное законодательство следовало бы свести в соответствующие кодексы. Однако, в условиях, когда правовое поле Союзного государства формируется национальными парламентами, напомним, что Парламентское собрание Союза Беларуси и России имеет право принимать лишь нормативные акты имеющие статус законодательной рекомендации, это скорее задача на будущее.

Пока же, в условиях действия, хоть и унифицированных, но национальных нормативных актов, выходом из ситуации стало издание «Сборника нормативных правовых актов в сфере трудовой миграции государств-участников Договора о создании Союзного государства». Стоит отметить, что издание было подготовлено в соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 января 2006 года №44 «Об основных направлениях разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка Союзного государства». Сборник составлен при непосредственном участии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а так же Постоянного Комитета Союзного государства. Сборник был выпущен Белорусским телеграфным агентством в ноябре 2009 года.

В состав сборника вошли основные нормативно-правовые акты Союзного государства, а именно двухсторонние договоры России и Беларуси и решения Совета Министров Союзного государства, многосторонние международные договоры с участием России и Беларуси. Кроме того, в состав сборника вошли национальные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу трудовой миграции. Собранные акты разделены на две части: миграционные отношения Союзного государства и Трудовая деятельность граждан Союзного государства. Рассматривая содержимое сборника, стоит отметить, что он содержит все необходимые нормативно-правовые акты, а так же комментарии по их реализации, и может быть рекомендован как государственным органам России и Беларуси, так и предприятиям, организациям, а главное гражданам двух стран.

Несмотря на то, что данный сборник не является самостоятельным самодостаточным законодательным актом, он, несомненно, является шагом вперёд по пути систематизации правового поля Союзного государства.

Дмитрий Вукович