Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.12.2009

Новый импульс

2009 год – юбилейный. Десять лет назад президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства. Таким образом, в этом году Союзное государство отмечает свой первый серьёзный юбилей. Между тем, юбилей это не только повод собраться в торжественной обстановке. Это ещё и повод поговорить о проблемах.

2009 год – юбилейный. Десять лет назад президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства. Таким образом, в этом году Союзное государство отмечает свой первый серьёзный юбилей. Между тем, юбилей это не только повод собраться в торжественной обстановке. Это ещё и повод поговорить о проблемах.

Уже десять лет белорусы и россияне ведут одну из самых грандиозных строек нашего времени – Союзное государство. И за прошедший период было много сделано в экономике, в социальной сфере, но между тем остаётся фактически не разрешённой проблема создания правового поля и его основы – Конституции Союзного государства. Собственно помимо Конституции имеются и другие проблемные вопросы. Отсутствует единая валюта, нет надгосударственного судебного органа – вот только некоторые вопросы, ответ на которые не был найден за прошедшие десять лет.

В функционировании любого субъекта международного права принимаемые документы можно сравнить с направленными импульсами. Принят документ, получен импульс, определено направление – государство начинает развиваться. Для Союзного государства таким импульсом стал Договор о создании. Именно благодаря данному документу были достигнуты те успехи в союзном строительстве, о которых сейчас с гордостью говорят наши политики. Он определил правовой механизм взаимодействия правительств, министерств и ведомств России и Беларуси, которые в свою очередь регулировали различные сферы деятельности Союзного государства от сельского хозяйства до промышленности.

Но ряд моментов, которые напрямую были рассмотрены в договоре о Создании Союзного государства, решены не были. В частности, Статья 50 настоящего договора предусматривала создание Суда Союзного государства, который должен обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства. Прошло 10 лет, но надгосударственный суд так и не появился. Между тем такой суд нужен был ещё вчера, а опыт хозяйственных отношений двух стран («молочный конфликт» тому яркий пример) показывает, что Союзное государство нуждается ещё и в Высшем хозяйственном или Высшем арбитражном суде. Между тем, председатель Конституционного суда Беларуси Пётр Миклашевич, отвечая на вопрос о сроках создания Суда Союзного государства, заявил, что «на данном этапе его формирование приостановлено, поскольку нет Конституционного Акта Союзного государства, то есть требуется правовая основа, на основании которой разрешались бы споры, возникающие непосредственно в Союзном государстве».

Аналогичная ситуация складывается и с законодательной ветвью власти. На данный момент в Союзном государстве в качестве законодательного органа действует Парламентское собрание Союза Беларуси и России – орган, доставшийся Союзному государству по наследству. Настоящий Парламент, состоящий из двух палат: Палаты Союза и Палаты Представителей, как это предусмотрено Договором 1999 года, до сих пор не сформирован. Между тем, сейчас формирование правовой базы Союзного государства юридически обязательной для России и Беларуси, как для членов Союзного государства, не возможно, так как Парламентское собрание не постоянно действующий орган, не имеющий законодательной инициативы орган, который может принимать нормативные акты, имеющие статус законодательной рекомендации.

Сейчас, в дискуссиях, касательно дальнейшего союзного строительства всё чаще звучит мнение, что в то правовое поле, в рамках которого сейчас существует Союзное государство, исчерпало себя. Для союзного строительства необходим новый импульс. И таким импульсом должен стать Конституционный Акт. Собственно это даже не проблема одного Союзного государства. Достаточно вспомнить эпопею вокруг Евроконституции и его непосредственного заменителя – Лиссабонского договора. На каком-то этапе направленный импульс от Маастрихтского договора, который лёг в основу Евросоюза, закончился и для дальнейшего развитиях европейской интеграции нужен был новый импульс.

Отрадно, что острая необходимость в Конституционном акте осознаётся на самом высоком уровне. Так в ходе, состоявшейся в Национальном пресс-центре Республики Беларусь пресс-конференции Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин отметил, что для дальнейшего развития Союзного государства, в том числе и экономического развития, необходим Конституционный акт. «Инвестор тогда даёт деньги, когда у него есть гарантии, основанные на Конституции. Мы создадим ещё десятка два три миллиона рабочих мест, если подпишем Конституционный акт. Поэтому необходимо, чтоб наши Президенты дали жёсткое задание нашей Конституционной комиссии. Потому что, создание нормативно-правовой базы уровня Конституции – это мировая практика», – заявил он.

Дмитрий Вукович