Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

31.03.2009

Союзное братство нерушимо

Один из важнейших исторических уроков, преподнесенным прошлым ХХ веком, состоит в том, что так называемая «этнократия», абстрактная независимость – своеобразный мифовод, ведущий к самоизоляции и дестабилизации межнациональных и международных отношений. Например, поначалу жонглируя понятием «независимость», страны Балтии с готовностью ограничили свой суверенитет, как только перед ними замаячили перспективы Евросоюза и НАТО. Даже эти факты говорят о том, что в современном мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый «цивилизационный знаменатель» -- этнические и межэтнические ценности, культурные модели, сходное понимание путей исторического развития.

Один из важнейших исторических уроков, преподнесенным прошлым ХХ веком, состоит в том, что так называемая «этнократия», абстрактная независимость – своеобразный мифовод, ведущий к самоизоляции и дестабилизации межнациональных и международных отношений. Например, поначалу жонглируя понятием «независимость», страны Балтии с готовностью ограничили свой суверенитет, как только перед ними замаячили перспективы Евросоюза и НАТО. Даже эти факты говорят о том, что в современном мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый «цивилизационный знаменатель» -- этнические и межэтнические ценности, культурные модели, сходное понимание путей исторического развития.

Вот почему возникновение Союза Беларуси и России – закономерный шаг в истории народов двух стран, имеющих с давних времен тесные историко-культурные, духовные, политические и экономические связи. Речь не идет о механической реконструкции СССР -- это невозможно, да и не нужно, а о становлении новой единой формы прежней исторической государственности.

Первым шагом в интеграции народов суверенных государств стало подписание Договора об образовании Сообщества России и Беларуси 2 апреля 1996 г. Тогда были сформированы руководящие органы Сообщества – Высший Совет, Парламентское Собрание, Исполнительный Комитет. Ровно через год, 2 апреля 1997 г., был подписан новый Договор, согласно которому Сообщество преобразовывалось в Союз Беларуси и России с наделением его конкретными полномочиями. Эти полномочия прописаны в Уставе Союза от 23 мая 1997 г.

Наконец, 8 декабря 1999 г. президенты Беларуси и России скрепили своими подписями Договор о создании Союзного государства. Согласно этому документу, каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Вместе с тем в Договоре четко было прописано, что к исключительному ведению союзного государства относятся: создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов; единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика; единые правила конкуренции и защиты прав потребителей; объединенные транспортная и энергетическая системы и др. Документом предусматривалось принятие Конституционного Акта, определяющего государственное устройство Союзного государства и его правовую основу.

Безусловно, Договор от 8 декабря 1999 г. знаменовал новый этап в развитии белорусско-российской интеграции. Однако в силу ряда причин подготовка Конституционного Акта затянулась, выяснились другие обстоятельства, связанные с разными подходами в разработке и реализации союзного законодательства, сказалась разница и в развитии форм и субъектов хозяйствования. Строительство Союзного государства оказалось довольно непростым делом, чем представлялось ранее.

И все же следует отметить, что Союз Беларуси и России, несмотря на очевидные проблемы и трудности, -- самое эффективное интеграционное образование на постсоветском пространстве. 13 лет с момента подписания первых документов, декларирующих единство двух народов, -- солидный срок, чтобы сделать выводы о важнейших тенденциях развития содружества двух стран.

В рамках Союзного государства действует более 50 совместных программ во всех сферах сотрудничества, которые финансируются из бюджета Союзного государства. Впервые бюджет был сформирован в 1998 году объемом 585 млн. руб. С тех пор он постоянно увеличивается. Объем бюджета-2008 составил уже 4061 млн. рублей, а бюджета-2009 -- 4872 млн. рублей. Это почти на 20% больше по сравнению с предыдущим годом.

В ближайшие два года предстоит завершить работу над совершенствованием бюджета Союзного государства. Недавно на совместном заседании коллегий минфинорганов Беларуси и России решено в недельный срок создать рабочую группу, которая будет этим заниматься. А в месячный срок должен быть разработан план мероприятий, связанный с совершенствованием бюджетного процесса Союзного государства.

Главным направлением в развитии двусторонних отношений России и Беларуси является экономическая сфера. Разработана и действует Программа экономического сотрудничества на 1999-2008 годы. Реализуется целый ряд важных совместных экономических проектов. Россия является ведущим торговым партнером Беларуси. Товарооборот между двумя странами за 2008 год составил 33 млрд. 960,4 млн. долл. США. Белорусский экспорт в Россию увеличился до 10,5 млрд. долларов, а импорт из РФ в Беларусь -- почти до 23,5 млрд. долларов.

Структура торговых поставок между двумя странами существенно не меняется уже длительное время. В российском экспорте преобладают энергоресурсы, машины, оборудование и транспортные средства, черные, цветные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства. Также республика экспортирует в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукцию химической промышленности, черные и цветные металлы и изделия из них.

Удельный вес Беларуси во внешнеторговом обороте России составляет около 4,5%, а России -- примерно 48,8%.

Россия -- главный поставщик природного газа и нефти. В 2009 году Россия поставит в Беларусь 21,5 млн. тонн нефти и 22,1 млрд. куб м газа. В 2006 году был подписан контракт о поставках и транзите российского природного газа в Беларусь в 2007-2011 годах, предусматривающий постепенный переход от льготной цены за газ к уровню мировых. Согласно документу, в 2008 году стоимость российского газа составляет 67% от рыночной цены, в 2009 году – 80%, а в 2010 году – 90%. По этой формуле цена поставляемого газа меняется в зависимости от рыночной цены. Также в этом контракте были определены условия оплаты «Газпромом» 50% акций «Белтрансгаза» -- 2,5 млрд. долл., равными платежами в течение четырех лет. На сегодняшний день российская компания стала собственником 25% акций «Белтрансгаза». К 2010 году сделка будет завершена.

Ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и центральных банков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства. Документ предусматривает проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

Дальнейшему развитию экономических связей двух стран призвано способствовать подписание 13 ноября 2008 года Меморандума о координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик. Документом предусматривается разработка и принятие Плана совместных действий, направленного на проведение согласованной бюджетно-налоговой политики, расширение применения российского рубля во взаимной торговле, создание благоприятных условий для доступа российских и белорусских товаров на рынки двух стран. В настоящее время доля российских рублей в расчетах по торговым операциям между Беларусью и Россией составляет 56%. При этом платежи в рублях со стороны российских предприятий за импорт белорусской продукции составляет 88,7%, а доля платежей рублями белорусских предприятий за российский импорт -- 44,2%. В декабре 2007 году Россия предоставила Беларуси кредит в размере 1,5 млрд. долларов сроком на 15 лет. А в ноябре 2008 года было подписано соглашение о предоставлении еще одного государственного кредита размером 2 млрд. долл сроком на 15 лет. Первый транш в 1 млрд долларов уже поступил на счет министерства финансов Белоруссии. Как недавно заверил вице-премьер России А.Кудрин, Беларусь получит еще 500 млн. долларов кредитной помощи, причем без каких либо условий.

Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп /МФПГ/. В настоящее время зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто», «Формаш», «Межгосметиз», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».

В декабре 2001 году была подписана Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск, состоящая из частей и соединений Вооруженных сил двух стран. Важным моментом углубления взаимодействия военных ведомств России и Беларуси стало принятие в 1999 году решения о создании единой региональной системы ПВО. На территории Белоруссии находится два российских военных объекта -- РЛС «Волга» и узел дальней связи ВМФ России в Вилейке. В задачи РЛС «Волга» входит обнаружение баллистических ракет и космических объектов на дальности 4800 км. РЛС отслеживает объекты в Европе, Северной Атлантике и Норвежском море. Станция заступила на боевое дежурство в 2002 году. Действующая с 1964 года радиостанция центра дальней связи ВМФ России в Вилейке осуществляет радиосвязь с кораблями и подводными лодками, а также проводит радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу. В нынешнем году Беларусь и Россия проведут крупнейшее в истории белорусско-российской региональной группировки войск оперативно-стратегическое учение «Запад-2009», которое пройдет на территории двух государств.

Одним из важнейших моментов интеграции двух стран является социальная сфера. Гражданам России и Беларуси предоставлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, пенсионном обеспечении, получении образования и медицинской помощи. В январе 2006 года подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Беларуси и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения. В настоящее время разрабатывается новая Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы.

Насыщенный характер носят связи между Россией и Беларусью в области культуры и образования. Между вузами России и Беларуси налажен регулярный обмен учебной и методической литературой, осуществляется координация деятельности в области разработки единых образовательных стандартов, учебных планов и программ. В настоящее время в вузах России обучаются более 10 тыс. граждан Беларуси, а в Беларуси -- около 2 тыс. россиян. Специалисты научных и учебных заведений и учреждений культуры участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, проводимых в России и Белоруссии. Одним из наиболее крупных культурных совместных проектов является фестиваль «Славянский базар», который ежегодно проходит в Витебске. В 1999 году была учреждена премия Союзного государства в области литературы и искусства.

Подобные факты говорят о том, что белорусско-российская интеграция накопила серьезный потенциал и стала мощным фактором в развитии двух государств. Но важно не успокаиваться на достигнутом. Разумеется, сейчас чрезвычайно важно сохранить темпы двусторонних экономических отношений. Нынешний кризис вносит свои коррективы, но нельзя все списывать на него.

Состоявшиеся недавно рабочие встречи А.Лукашенко и Д.Медведева стали важным шагом в реализации достигнутых договоренностей на февральском заседании Высшего госсовета Союзного государства. Обсуждались вопросы выполнения антикризисного плана Союзного государства России и Беларуси, проблемы сотрудничества в энергетике, в том числе атомной, военно-технической сфере и других областях.

«Мы вышли на ряд серьезных договоренностей, имеющих экономическое, гуманитарное, региональное измерение», -- заявил Д.Медведев. «Как любые договоренности, они нуждаются в превращении из бумажного материала в реальные контракты, поставки, в решение конкретных вопросов», -- сказал он.

В свою очередь А.Лукашенко подчеркнул, что Беларусь намерена поддерживать кооперацию с Россией, а связь экономик двух стран никто не собирается разрывать, «Кооперация -- это благо во всем мире; мы договорились, что будем поддерживать эту кооперацию», -- отметил Президент Беларуси. «Беларусь сегодня так или иначе обеспечивает работой около 10 млн. человек в РФ, -- напомнил А.Лукашенко. -- Мы очень кооперированы с Россией. Такие гиганты как МАЗ, БелАЗ, другие наши предприятия до 70% комплектующих покупают в России для финишного производства в Белоруссии».

В ходе мартовских встреч этого года лидеры Беларуси и России обсудили и уточнили антикризисные меры. По итогам переговоров стороны договорились создать рабочую группу, которая должна будет разработать предложения по дальнейшему взаимодействию в электроэнергетике, атомной энергетике, по кооперации в газовой сфере. По сведениям некоторых российских средств массовой информации, уже согласован перечень из четырех белорусских и российских предприятий, которые необходимо обеспечить госзаказом в рамках Союзного государства. Это белорусские МАЗ, «Гомсельмаш», МТЗ, «Бобруйскагромаш» и российские КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, «Ростсельмаш». В ближайшее время планируется завершить подготовку соглашения о сотрудничестве в области использования мирного атома. Договор позволит перейти к практической работе по строительству в Белоруссии первой атомной электростанции.

Накопленный опыт, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, позволяет с уверенностью утверждать, что Союзное государство Беларуси и России имеет мощный потенциал для того, чтобы совместными усилиями не только преодолеть кризис, возникший не по нашей воле, но и стать достойным образцом среди интеграционных образований мира.

Владимир Клавдин, политолог