Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.03.2009

Время профицита бюджета закончено

Сообщения о необходимости корректировки главного финансового документа России циркулировали в прессе давно. Менялись его предполагаемые основные параметры, но при этом всегда подчеркивалось, что социальные программы не будут свернуты, их финансовое обеспечение будет выполнено в полном объеме. Накануне рассмотрения в правительстве пресса постаралась все-таки проинформировать читателей, как будет выглядеть уже измененный бюджет-2009.

Сообщения о необходимости корректировки главного финансового документа России циркулировали в прессе давно. Менялись его предполагаемые основные параметры, но при этом всегда подчеркивалось, что социальные программы не будут свернуты, их финансовое обеспечение будет выполнено в полном объеме. Накануне рассмотрения в правительстве пресса постаралась все-таки проинформировать читателей, как будет выглядеть уже измененный бюджет-2009.

В Белом доме не сомневались, что редактура на заседании правительства окажется незначительной. Дело в том, что о кончательная сверка параметров сокращения бюджета и размера антикризисного пакета была проведена на совещании в Ново-Огареве у премьер-министра В.Путина, состоявшемся 16 марта. Если и были какие-то разногласия, то они были сняты на предварительных совещаниях у вице-премьеров.

В результате основные параметры бюджета-2009 изменились следующим образом. Доходы сокращаются с 10,9 трлн. до 6,7 трлн. руб., или на 4,2 трлн. руб. Расходы увеличиваются с 9 трлн. до 9,6 трлн. руб. -- общий рост в реальном выражении составит 667,3 млрд. руб. Дефицит увеличен с 1,9 трлн. до 2,9 трлн. руб. Необходимость таких изменений Минфин прежде всего обосновал ожиданием сокращения нефтегазовых доходов на 56,16% от планировавшихся ранее. Скорректированный бюджет-2009 рассчитан исходя из $41 за баррель нефти марки Urals против $95 в действующей версии. По данным Минфина, снижение цены нефти в конце 2008 года уже отразилось снижением международных резервов на $51,7 млрд. Но падение цен на нефть не единственный фактор пересмотра бюджета. Новый вариант бюджета рассчитан исходя из общей рецессии российской экономики и снижения роста ВВП на 2,2% и падения промпроизводства на 7,4% к концу 2009 года. В результате не нефтегазовые доходы также сократятся на четверть.

Главная особенность измененного бюджета заключается в том, что снижены расходы силовых ведомств. Больше всех потеряли вооруженные силы -- 77,1 млрд. руб. Также урезаны бюджеты МВД, ФСБ, МЧС и практически полностью прекращено финансирование модернизации внутренних войск и правоохранительной системы (финансирование этой реформы сокращено на 95,2%, то есть, по сути, до нуля). С начала первого президентского срока В.Путина в 2000 году бюджетные расходы на силовиков стабильно возрастали год от года, несмотря на протесты либерального крыла правительства -- министра финансов А.Кудрина и экс-министра экономики Г.Грефа.

Главная социальная потеря нового проекта бюджета -- снижение на 8,1% к планам прошлого года расходов на стационарную медицинскую помощь. К расходам бюджета-2008 они вырастут (на 24,8%), что, впрочем, с учетом девальвации рубля (значительная часть расходов медицины — импорт медикаментов и медоборудования) означает на практике неувеличение объемов медуслуг в стационарах, финансируемых федеральным бюджетом. Впрочем, бюджет в 2009 году явно будет решать скорее социальные задачи, чем финансировать бизнес.

В рамках измененных параметров федерального бюджета правительство рассмотрело новый антикризисный план. Накануне премьер-министр В.Путин заявил, что общий объем антикризисных мер, принимаемых правительством России и с учетом трат Центробанка на поддержание финансовых организаций в стране, достигнет в 2009 году 12% ВВП.

Скорректированный бюджет и новый антикризисный план по-прежнему нацелены на стабилизацию финансовой системы, сохранение на плаву стратегических предприятий, борьбу с безработицей, бедностью и ухудшающимися условиями жизни в регионах. А «локомотивами», которые вытянут экономику из кризиса, по словам первого вице-премьера И.Шувалова, станут «образование, здоровье нации и жилой фонд».

Как накануне сообщил журналистам источник в правительстве, антикризисная программа представляет собой неформальный документ, в котором обобщены и структурированы все меры, принимаемые правительством для борьбы с кризисными проявлениями в экономике. Этот документ будет опубликован. Антикризисная программа состоит из трех частей. В частности, первая часть включает в себя анализ мер, предпринятых в октябре-декабре 2008 года, их цели, стоимость с финансовой точки зрения, а также качественные результаты. При этом не предполагается представлять количественные оценки предпринятых мер, поскольку прошло слишком мало времени и невозможно провести корреляцию этих мер с экономическими результатами.

Вторая часть программы направлена на структурирование антикризисных решений и их денежное выражение. Этот блок будет разделен на части, связанные с социальной поддержкой населения и поддержкой отдельных отраслей промышленности. Третья часть программы представляет собой «взгляд в будущее -- за горизонт 2009 года», она позволит более обоснованно подойти к планированию бюджета на 2010 год. Источник подчеркнул, что основная цель правительства -- устроить активное публичное обсуждение антикризисных мер, принимаемых кабинетом министров. Собеседник отметил, что глава правительства поручил широкому кругу лиц, в том числе органам федеральной власти, полпредам в округах, провести публичное обсуждение этого документа. Оно должно быть завершено к 10 апреля.

Всего в этом году на реализацию антикризных мер из федерального бюджета направят почти 1,5 трлн. рублей. В частности, Пенсионному фонду и внебюджетным фондам достанется 379 миллиардов рублей, на дополнительную поддержку регионов, в том числе и кредиты, в общей сложности 300 миллиардов рублей. 300 миллиардов получит банковская система. Не исключено, что предприятиям, которые входят в список системообразующих, к уже выделенным 300 миллиардам рублей еще добавят денег. При этом, вероятнее всего, прямая поддержка предприятий использоваться не будет. Речь пойдет об увеличении объема государственных гарантий под займы. В целом, расходы на национальную экономику вырастут на 51,5%.

Судя по заявлениям высших государственных чиновников, антикризисный пакет будет существенно детализирован и доработан с учетом более 100 новых поручений президента, премьера и антикризисной комиссии правительства. К примеру, нижнюю границу пособия по безработице в 4900 рублей, возможно, поднимут и увяжут с размером зарплаты и готовностью человека овладевать новой профессией. Пенсии проиндексируют за год несколько раз.

Как и предполагали аналитики, правительство утвердило поправки в бюджет-2009, а также план антикризисных действий без особых изменений. Время профицита бюджета в России закончено, теперь расходы казны будут превышать ее доходы. По мнению В.Путина, это может продлиться несколько лет. Тем не менее, прибегать к помощи печатного станка премьер не будет, так как это может привести к росту цен. «Время новостей» (20.03.09) сообщает, что В.Путин на заседании озвучил главные параметры переписанного бюджета: доходы -- 6,7 трлн. рублей, расходы -- 9,7 трлн. рублей. «Нетрудно подсчитать, 9,7 минус 6,7 -- получается 3 трлн. рублей дефицит. Это почти 50% доходной части бюджета, и составляет это 7,4% ВВП. Это немало, но не запредельно. Считаю, что мы ведем себя ответственно в этой ситуации», -- заявил премьер. «Согласно принятому решению весь дефицит будет покрыт из Резервного фонда», -- напомнил он. В.Путин считает, что его кабинет справится с нелегкой ношей. Он обещал пойти по пути «формирования консервативной бюджетной стратегии, сохранения и упрочения доверия к отечественной финансовой системе».

«Независимая газета» , ссылаясь на мнение экспертов, приходит к выводу, что сохранение и даже наращивание в условиях кризиса расходов бюджета для В.Путина имеет принципиальное значение, поскольку служит объективным показателем эффективности его в качестве главы правительства. Отсюда -- подчеркнутое внимание премьера к безусловному исполнению всех ранее взятых социальных обязательств, принятие многих из которых инициировано лично им. Кроме того, годы высоких мировых цен на нефть и сырье, составляющие основу российского экспорта, а значит, и основу наполнения бюджета, в обществе ассоциируются с именем В.Путина – тогда президента.

Владимир Клавдин, политолог