09.04.2010
Формирование информационного поля Союзного государства пришлось на время стремительного развития интернет-СМИ.
Распространение в середине 19 века телеграфа привело к перевороту в журналистике. Информация с места события передавалась с местного телеграфа со скоростью электричества, что увеличивало оперативность в разы. Но читатель получал новости только с выпуском газеты. С появлением радио- и телевещания ситуация улучшилась, но временной разрыв между событием и его информационным сопровождением всё равно оставался значительным.
Ситуация стала меняться с появлением Интернета. Технология позволила печатным СМИ создать первые цифровые версии своих изданий. Со временем, в сети, кроме сайтов-дубликатов off-line СМИ, появились ресурсы, для которых Интернет стал единственным или превалирующим каналом распространения информации. В общем списке СМИ Союзного государства интернет-ресурсы занимают значительный сегмент. С учётом цифровых версий off-line СМИ доля сетевых ресурсов стремится к 100%.
На современном этапе интернет-СМИ все активнее используют интерактивные методы работы. Отсутствие интерактивности было слабым звеном газет, радио и телевидения. Развитие веб-технологий позволило наладить взаимодействие читатель – СМИ. Опросы, форумы, голосования – это позволяет с одной стороны узнать ожидания участников, а с другой стороны вовлечь их в творческий процесс.
Крупный новостной портал генерирует несколько сотен статей в день. Все ли они нужны посетителю? Безусловно, нет. Тут в дело вступает индивидуальный подход. Дать читателю возможность выбрать то, что интересно именно ему – задача современных изданий.
Меняется в интернет-СМИ и форма подача информации. На смену классической связке текст-фотография пришёл мультмедийный репортаж, где текст органично дополнен видео-, фото-, аудио-, графическими материалами. Всё это позволяет читателю рассмотреть информацию с различных ракурсов. Новые требования к размещаемому материалу меняют требования к журналисту. На смену традиционному репортеру с блокнотом и диктофоном приходит «универсальный журналист» владеющий не только словом, но и светом – цифровой фото- и видеотехникой.
Всё вышесказанное уже реализуется на интернет-просторах России и Беларуси. СМИ Союзного государства обладают объективно высоким потенциалом интерактивности, возможности которого уже начинают находить свое применение в практике. С другой стороны, победоносному шествию новых идей и тенденций мешает низкая скорость Интернет-соединения в провинции, что автоматически делает невостребованным «тяжёлый» контент (видио-, аудио-, флешролики). Но и здесь налицо положительные тенденции. Поэтому, будущее за интернет-СМИ.
Дмитрий Вукович