06.04.2010
Режиссер фильма "Брестская крепость" Александр Котт рассказал "Голосу России" о том, как снимался фильм.
- Александр, историки свидетельствуют, что Гитлер не поверил в рассказы своих командиров о стойкости гарнизона Брестской крепости и через какое-то время прибыл со своим союзником Бенито Муссолини, чтобы своими глазами увидеть твердыню, серьезно задержавшую продвижение вермахта. И вот вы через много лет приезжаете на место этих исторических событий, где теперь находится мемориальный комплекс... Что Вы почувствовали?
- Кроме обычной экскурсии, мы стали ходить по местам боев, спускаться в подвалы, в закрытые помещения, обходить территорию Брестской крепости. Когда я понял ее "сердце", тогда она впечатлила. Там есть подвалы, в которых горел камень, плавился кирпич - такого, в принципе, не бывает! Надписи на стенах - «Умираю, но не сдаюсь», «Прощай, Родина» - все это сохранилось. Там есть места, которые со времен войны вообще не изменились, и ты ходишь, как будто пришел сюда после боев. Вот это потрясло. А еще, когда узнаешь о людях, которые там сражались, задаешься вопросом: а я бы так смог?
- Действительно, эти люди поражали даже фашистов, которые до вторжения в Советский Союз столь упорного сопротивления на своем пути не встречали. Гитлеровский генерал Шлиппер в донесении писал: «Там, где русские были отброшены или выкурены, через короткий промежуток времени из подвалов, водосточных труб и других укрытий появлялись новые силы, которые стреляли так превосходно, что наши потери значительно увеличивались». Видимо, такие очаги сопротивления, как Брестская крепость, хоть чуть-чуть сбили спесь с гитлеровцев, которые надеялись на «легкую прогулку» по России. Этот мотив важен для фильма?
- Для меня это скорее история не про крепость, а про первые дни войны. Потому что именно там, в Брестской крепости, в первые три-четыре дня войны проявилось всё наиболее ярко - от хаоса, паники до обретения силы и гордости. В фильме очень мало слов, это - картина о состоянии... Мне важно было состояние этих людей, а история там очень простая. Мы показываем наших персонажей, героев в самый драматический момент их жизни, когда они делают выбор. Там есть и трусы, которые стали сильными, и наоборот - предатели.
- Вашу картину анонсируют как точную реконструкцию, созданную на основе исторических документов, архивных записей, свидетельств очевидцев. Но нужно ведь еще нечто, чтобы фильм состоялся как произведение кинематографического искусства... Какой-то режиссерский ход, прием...
- Ситуация была такой. Все защитники крепости сражались, не зная, что рядом, через каких-то 100 метров есть еще кто-то живой и тоже сражается - все были разрознены. Мы придумали персонаж - мальчика, который ищет девочку. И в этом поиске он обходит всех героев. У этого персонажа есть реальный прототип - Петр Клыпа, воспитанник музыкального взвода, 13-летний подросток. Он был такой шустрый, что его, как говорится, пули не брали. А вообще, признаюсь, было очень сложно совместить документальную правду с художественным вымыслом. Это еще связано с тем, что у нас нет выдуманных персонажей.
- А снимали вы в Брестской крепости? Это ведь совместный проект Союзного государства, России и Беларуси, на территории которой сейчас расположен и город Брест, и крепость, и мемориал...
- Сам мемориал законсервирован, то есть внутри него снимать невозможно. После войны реальных объектов практически не сохранилось: все развалено, разрушено, а нам нужно было снимать цитадель и в мирное время, до начала военных действий. Поэтому пришлось строить достаточно масштабную декорацию на территории Брестской крепости. И это было правильное решение, потому что таким образом мы передали атмосферу того времени. В процессе съемок мы эту крепость разрушали.
-То есть по старинке? И никаких компьютерных технологий?
- Это не стилизация под ретро. Это современное кино, снятое современным языком. То есть для батальных сцен с большой массовкой мы использовали серьезную компьютерную графику, пиротехнику. Но в этом нельзя искать формальный момент. Главное было - показать мое личное отношение к войне. Чтобы зритель посмотрел и подумал: а что бы я сделал в этой ситуации? Про это кино. Мы слишком хорошо живем. Они, люди того военного времени, возможно, тоже хорошо жили. И вдруг все сметено в один миг! Чтобы помнили, чтобы не было еще одной такой войны - вот для чего это надо.
Я родился в тот год, когда умер дедушка. Он имел «железную» бронь, но пошел на фронт добровольцем: погиб его родной брат, и он решил мстить. Прошел от Беларуси до Кенигсберга. У каждого свой День Победы. Кто-то получил смертельное ранение и остался жив - для него это день победы. Кто-то переборол себя и пошел в атаку с открытыми глазами - для него это - день победы. Сегодня у меня сложное отношение к этому празднику, потому что он стал в восприятии многих просто выходным днем. А в детстве мы с отцом постоянно приезжали в центр Москвы раздавать цветочки ветеранам. В прошлом году я тоже пошел в центр города с цветами и ни одного ветерана не нашел. Их усадили по машинам и увезли на правительственные торжественные мероприятия...
Премьера фильма российского режиссера Александра Котта «Брестская крепость» состоится ровно на том месте, где происходили события 1941 года, воссозданные в картине. Назначен день и час премьеры: 22 июня 4 часа утра. Именно в этот день и час гитлеровские войска без объявления войны напали на Советский Союз и Брестская крепость - цитадель на западной границе страны, возведенная еще в 19-м веке, первой приняла на себя удар фашистских захватчиков.
Гитлеровцы не сомневались, что к полудню они овладеют крепостью. Гарнизон Брестской крепости насчитывал около 8 тысяч человек, не считая семей военных - женщин и детей. А против них были брошены 17 тысяч немецких пехотинцев и вся мощь стянутой к границе артиллерии, авиации, танков... Оборона крепости продолжалась до 30 июня! Красноармейцы отражали в день до 8-ми атак противника - в условиях непрекращающихся артобстрелов и авианалетов, которые уничтожили все склады с боеприпасами, продовольствием, всю связь и жилые постройки. Сопротивление продолжалось, даже когда гитлеровские войска захватили территорию крепости, разрушенной дотла. На стенах ее подземелий после войны находили надписи, сделанные бойцами. «Умираю, но не сдаюсь» - под этими словами, нацарапанными на камне, дата: 20 июля (!) 1941 года.
За реконструкцию этого страшного, исторического противостояния взялся Александр Котт - 37-летний кинорежиссер, лауреат международных премий, ученик выдающихся мастеров - поляка Анджея Вайды и русского Владимира Хотиненко. «Брестская крепость» - не первое обращение кинематографиста к событиям Второй мировой войны. В 2004 году Александр Котт снял сериал «Конвой PQ-17», посвященный трагической участи каравана судов, доставлявших по северной Атлантике грузы из стран антигитлеровской коалиции в Советский Союз.