Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

27.12.2011

Без результатов: 19 декабря в Киеве прошел саммит Украина-ЕС

19 декабря в Киеве прошел саммит Украина-ЕС. Руководство Украины возлагало на него серьезные надежды.

19 декабря в Киеве прошел саммит Украина-ЕС. Руководство Украины возлагало на него серьезные надежды.

В частности, на традиционной встрече с руководителями дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций президент Украины Виктор Янукович заявил, что верит в успешность саммита Украина — ЕС. По его словам, после четырех лет сложной, кропотливой внутренней и внешней работы Украина практически завершила переговоры с ЕС по соглашению об ассоциации, включая создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.

Янукович подчеркнул, что следующий год для Украины также «будет европейским». «Мы настроены на подписание соглашения с Европейским Союзом, на признание за Украиной права приобретения полноправного членства в ЕС», — сказал Янукович («Росбалт», 19.12.2011).

Однако что-то не заладилось. 16 декабря, то есть за три дня до саммита, украинское агентство «УНИАН» сообщило, что на официальном сайте президента Украины Виктора Януковича содержится программа саммита, но в программе отсутствует пункт о подписании официальных документов.

Днем ранее, 15 декабря, президент Украины Виктор Янукович обмолвился, что «Евросоюз не имеет претензий к Украине, кроме дела бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко» («Росбалт», 16.12.2011).

В результате переговоры по соглашению об ассоциации между Украиной и Евросоюзом были проведены, текст договора согласован, но… не подписан.

Председатель совета ЕС Херман ван Ромпей дал понять, что подписание документа откладывается из-за «политических обстоятельств».

Одной из причин европейские чиновники, прибывшие в Киев, объявили арест Юлии Тимошенко.

Именно дело Юлии Тимошенко, которое на Западе посчитали политически мотивированным, эксперты называли преградой на пути дальнейшей интеграции Украины с ЕС.

Между тем, как передавала корреспондентка Би-би-си (19.12.2011) в Киеве Светлана Дорош, украинский президент заявил, что доволен результатами саммита. Официальный Киев утверждает, что стороны и не планировали подписание соглашения, а потому встреча была вполне результативна.

«Наши переговорные команды достигли взаимопонимания в отношении полного текста соглашения об ассоциации, – сказал Виктор Янукович. – Проведенная на Украине работа дает основания уже в ближайшее время перейти к реализации заключительной базы плана действий».

Такое фиаско на западном направлении дало возможность экспертам предполагать, что теперь Киев может начать сближение с Россией и организациями, возникшими на постсоветском пространстве.

В то же время украинская оппозиция делала весьма жесткие выводы.

Бывший глава Службы безопасности страны (СБУ), лидер партии «Наша Украина» Валентин Наливайченко, в частности, считал, что неподписание соглашения с ЕС – это «стратегический проигрыш украинской власти», который отбрасывает страну «на обочину московской кольцевой».

Наливайченко полагал, что это может означать не только потерю рынков для украинских предприятий, но и угрозу потери европейской перспективы для Украины.

В то же время президент Янукович уверен, что перспективы евроинтеграции по-прежнему вполне реальны.

«Я убежден, что проект объединенной Европы не будет завершенным, пока за его пределами будут находиться такие крупные европейские страны и народы, как украинский народ», -- заявил Виктор Янукович («Русская служба Би-би-си», 19.12.2011).

Наблюдатели обращали внимание на тот факт, что ключевое внимание в ходе саммита Украина-ЕС украинский президент уделил цене на российский газ, то есть формально энергетической проблематике.

«Мы больше полутора лет ведем переговоры с Россией, -- сказал президент Украины. -- Это продолжительный процесс, где требования Украины к России являются понятными с точки зрения формирования цены на газ... Я хочу повторить, что в результате подписания соглашения Украина получила одну из самых высоких цен на газ в Европе. И сегодня, не смотря на то, что действует так называемая «харьковская скидка», Украина платит больше всех за газ в сравнении с нашими близкими соседями. Этот груз для нас является крайне тяжелым... Ежемесячно Украина получает около 500 млн долларов убытков, которые покрыть не может... Несмотря на скидку на газ по Харьковскому соглашению, мы имеем сегодня около 6 млрд в балансе «Нафтогаза» в виде убытков. Это ложится грузом на финансовую систему и Украины, и госдолг».

«Мы не воспринимаем, когда газовые хранилища открываются в Сербии в рамках строительства «Северного» и «Южного потока». Фактически это говорит о том, что ценность украинской ГТС девальвирует... У нас есть угроза утраты транзита. И мы сегодня предлагаем и ЕС, и России создать газовый консорциум, чтобы были гарантии прокачки газа… Ведь наша уникальная ГТС требует модернизации…а средства для ее модернизации ложатся на плечи граждан. Это открытое предложение, оно не новое, мы его формировали еще 2003 году, но сегодня оно стало как никогда актуальным», – подчеркнул Янукович («Новый регион», 19.12.2011).

Примерно в том же ключе говорил и премьер Украины Николай Азаров. Находясь с визитом в Чехии, он заявил, что надеется на подписание нового украинско-российского газового договора до конца года: «Переговоры идут тяжело. Но в ближайшие дни есть надежда, что мы выработаем компромиссное решение. Для нас это особенно важно, потому что начинается новый год, и мы хотели бы войти в него с уже модернизированным договором и нормальными ценами на газ, которые не подрывают нашу экономику» («Независимая газета», 20.12.2011).

Предполагалось, что 20 декабря в ходе встречи Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым в Москве этот вопрос мог бы быть решен. Президенты Украины и России действительно делегировали своих премьеров для его решения. Но премьеры не договорились.

Как писала «Газета.ру» (21.12.2011), «ночные переговоры Владимира Путина и Николая Азарова по поставкам газа на Украину завершились безрезультатно. Соглашение, о котором 21 декабря могли объявить президенты Украины и России, было отложено на неопределенный срок».

Азаров прилетел в Москву ночью с 20 на 21 декабря и сразу направился в резиденцию Путина в Ново-Огарево.

Интернет-ресурс «Новый регион» (21.12.2011) опубликовал стенограмму с комментариями начала ночной встречи Владимира Путина и Николая Азарова:

«Примечательно, что, несмотря на ночное время, Азаров начал встречу с Путиным с приветствия: «Добрый день, Владимир Владимирович».

«Доброй ночи!» – поправил его Путин.

«Доброй ночи! У вас ночь, у нас ещё вечер», – попытался пояснить Азаров.

«Поэтому вы у нас кровь-то и пьёте. Садитесь», – ответил Путин.

При этом российский премьер заметил, что украинский министр энергетики Юрий Бойко чуть не перепутал место, поначалу попытавшись сесть не рядом с Азаровым, а ближе к Путину.

«Юра хотел уже на нашу сторону сесть», – улыбнулся глава российского правительства.

«Уже потерял ориентацию», – заметил Азаров.

«Миллер скоро к вам пересядет, я чувствую. В общем, я рад вас видеть. Поговорим с удовольствием», – успокоил его Путин.

Азаров попытался перевести диалог на другую тему.

«Спасибо, Владимир Владимирович, я тоже рад Вас видеть. Я знаю, что Вы устали после такого перелёта далёкого», – сказал он.

«Нет, я не устал», – не согласился российский премьер.

«Вы были где?» – удивился Азаров.

«В Чечне», – ответил коллега.

«В Чечне? Не так близко», – заметил Азаров.

«Ну и не так далеко. Я вчера был на Дальнем Востоке. Там минус 37», – сказал Путин.

«Мы тоже удовлетворены развитием наших отношений», – вернулся Азаров к теме встречи.

«Конечно, тот вопрос, из-за которого наши руководители энергетических ведомств сейчас не спят, днём и ночью работают, хотят, так сказать, урегулировать, – для нас представляется очень важным. Мы готовы искать и компромиссные решения, но прежде всего взаимовыгодные решения, чтобы они были выгодны для вас и выгодны для нас. Поэтому я надеюсь, что наш сегодняшний разговор даст импульс поиску окончательного решения. Хоть он и поздний, но приведёт к позитивным результатам», – выразил надежду украинский премьер». Но Путин перевел разговор в другое русло.

Переговоры российского премьер-министра Владимира Путина с его украинским коллегой Николаем Азаровым, посвященные пересмотру газовых соглашений, продолжались до 3 часов ночи, но не принесли результата.

Россия и Украина смогли согласовать одно условие: отсутствие прогресса на переговорах не повлияет на транзит российского газа по украинской трубопроводной системе, уточнял Reuters (21.12.2011).

Теперь шансов на заключение нового соглашения по газу мало, отмечали отдельные наблюдатели. «Переговоры будут продолжаться долго», — цитировал Reuters консультанта, знакомого с ходом российско-украинского диалога. По его мнению, даже после того, как будет объявлено о заключении соглашения, странам придется вести дополнительные переговоры по поводу поставок в 2013 году.

Кроме того, как писали российские СМИ, «в обмен на снижение стоимости газа Москва может потребовать дополнительной политической уступки — вступления Украины в ЕвразЭС» («Росбалт», 18.12.2011).

В этой связи украинский политолог, директор «Агентства моделирования ситуаций» Виталий Бала, комментируя возможный размен внешнеполитической стратегии на газовую тактику, сказал «Независимой газете» (20.12.2011): «Такое решение позволило бы украинской власти решить насущные экономические проблемы на период до парламентских выборов, но породило бы гораздо больше проблем к президентским выборам 2015 года».

Другой украинский эксперт, Александр Нарбут, комментируя украинско-российские взаимоотношения, отмечал: «Со стороны России переговоры сейчас ведутся не для того, чтобы урегулировать газовые отношения, а чтобы реализовать стратегическую цель – получить контроль над украинской ГТС, включая систему подземных хранилищ, а также вовлечь Украину в евро-азиатский союз. Украинская власть ставит перед собой другие цели: за счет уменьшения цены на газ сбалансировать бюджет на 2012 год, чтобы выполнить все социальные программы и получить твердую политическую перспективу на будущее. Ведь до следующих парламентских выборов осталось меньше года» («Независимая газета», 22.12.2011). Разница в подходах, по мнению эксперта, не позволяет сторонам найти решение, которое заложит прочную основу стабильных отношений на длительный период.