Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

18.11.2011

Страсти по бюджету

Госдума готовится окончательно принять бюджет страны на 2012–2014 годы. Этот документ предусматривает сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ – примерно в полтора раза по доле суммарных госрасходов. Одновременно также примерно в полтора раза вырастут расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону. Такой сенсационный анализ бюджета представили экономисты на круглом столе под символическим названием «Есть ли жизнь после выборов».

Госдума готовится окончательно принять бюджет страны на 2012–2014 годы. Этот документ предусматривает сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ – примерно в полтора раза по доле суммарных госрасходов. Одновременно также примерно в полтора раза вырастут расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону. Такой сенсационный анализ бюджета представили экономисты на круглом столе под символическим названием «Есть ли жизнь после выборов».

Как заметил по этому поводу «Новым Известиям», заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Е.Гонтмахер, «предлагаемые траты на оборону – это черная дыра, которая высасывает из бюджета огромные деньги». В федеральный бюджет на 2012–2014 годы заложен небывалый с советских времен рост расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Их доля в общих тратах государства вырастет с 27% в нынешнем году до 40% в 2014-м. При этом, по словам эксперта, «все это большей частью разворовывается и не приводит к эффективному расходованию». По оценке Е.Гонтмахера, хотя цены на военную продукцию непрерывно растут (что уже приводило к неоднократному срыву гособоронзаказа), «в нашем ВПК уже что-то сломалось, можно потратить миллиарды впустую», не получив взамен технику требуемого уровня.

При таком стремительном росте расходов на оборону избирателям одновременно щедро обещают повышение уровня и качества жизни, раздувается и без того дефицитный Пенсионный фонд. Руководитель Экономической экспертной группы Е.Гурвич рассказал «Новым Известиям»: «Сегодня расходы консолидированного бюджета находятся на уровне 38% ВВП. Это верхний предел для стран нашего уровня развития. Проблема в том, что ухудшилась сама структура этих расходов – произошел резкий сдвиг от «продуктивных» (национальная экономика, здравоохранение, образование) расходов к «непродуктивным» (социальным, оборонным), которые не стимулируют развитие экономики». В то же время доля расходов на образование, достигнув 4,6% в следующем году, должна к 2014 году упасть до 3,3%. То же самое происходит и с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2012-й – 4,2%, а в последующие два года они упадут до 3%.

«Если исходить из того, что все самые неприятные времена для мировой экономики прошли, то вариант бюджета РФ на 2012–2014 годы выглядит вполне нормальным, – цитирует «Независимая газета» директора департамента стратегического анализа компании ФБК И.Николаева. – Но мы глубоко убеждены, что проблемы не только не закончились, а идет погружение в кризис – не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. И если исходить из этого факта, то бюджет должен носить антикризисную направленность. Так что, во-первых, доля социальных расходов должна расти, а во-вторых, вряд ли должны снижаться расходы на национальную экономику. При этом у нас все наоборот – в частности, резко снижаются расходы на здравоохранение и образование». То есть приоритеты нынешнего бюджета полярно расходятся с приоритетами антикризисной политики. «Так что жизнь после выборов может оказаться, мягко говоря, тяжелой», – заключил он.

Однако даже красиво прописанный бюджет не обязательно гарантирован выполнению. Это, во-первых. А во-вторых, на самом деле у РФ не один, а два бюджета . Есть федеральные деньги (около 11,7 трлн. руб). Есть консолидированный бюджет – общие расходы регионов. По плану, в 2012 г. они составят 7,68 трлн. рублей. Изучать второй госбюджет даже интереснее, чем первый, считают «Аргументы недели». Главное откровение: у большинства местных властей на столе не густо. Зато в центре – пир горой. Центр забирает 65% общего дохода! На уровне субъектов Федерации остаётся 25% , муниципалитетам перепадают жалкие 10% . Мало того, что федеральная власть, всё сильнее перетягивает на себя бюджетное одеяло. Одновременно с 2000 г. Кремль шаг за шагом спихивает на регионы огромные расходы на социалку . Местные бюджеты заставили оплачивать львиную долю расходов на медицину, образование, культуру и т.д. Результат закономерен: 65 из 83-х субъектов Федерации сводят бюджет с дефицитом. С муниципалитетами ещё хуже: на собственные средства живут только 2%, тогда как 60% – полностью зависят от дотаций.

Устроить великий денежный передел было несложно. Центр просто забрал себе все доходы от самых прибыльных и наиболее стабильно собираемых налогов. Прежде всего – полностью присвоил природную ренту в виде налога на добычу полезных ископаемых. Заодно не постеснялся отобрать половину акцизов на спирт и водку, 100% налоговых сборов с сигарет, бензина, нефти и газа. Правда, с барского плеча регионам оставили пивные и ювелирные налоги. Также 60% очень «собираемого» налога на добычу подземных вод. И прочую малоинтересную федералам фискальную мелочь.

Поэтому вполне понятна и следующая тенденция – что ни год, губернаторы выстраиваются в длинную очередь перед Кремлём. Каждый старается оттереть конкурентов, в надежде выбить у Центра больше денег. Осведомлённые источники говорят – для губернаторов это давно превратилось в нечто вроде профессионального вида спорта.

Бюджетные проблемы для большой страны не новы. При нынешней бюджетной модели Россия не выдержит ударов приближающейся второй волны глобального финансового кризиса. К такому выводу приходят многие авторитетные эксперты. А избежать новой волны кризиса вряд ли удастся.

Владимир Клавдин, политолог