18.11.2011
Госдума готовится окончательно принять бюджет страны на 2012–2014 годы. Этот документ предусматривает сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ – примерно в полтора раза по доле суммарных госрасходов. Одновременно также примерно в полтора раза вырастут расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону. Такой сенсационный анализ бюджета представили экономисты на круглом столе под символическим названием «Есть ли жизнь после выборов».
Как заметил по этому поводу «Новым Известиям», заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Е.Гонтмахер, «предлагаемые траты на оборону – это черная дыра, которая высасывает из бюджета огромные деньги». В федеральный бюджет на 2012–2014 годы заложен небывалый с советских времен рост расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Их доля в общих тратах государства вырастет с 27% в нынешнем году до 40% в 2014-м. При этом, по словам эксперта, «все это большей частью разворовывается и не приводит к эффективному расходованию». По оценке Е.Гонтмахера, хотя цены на военную продукцию непрерывно растут (что уже приводило к неоднократному срыву гособоронзаказа), «в нашем ВПК уже что-то сломалось, можно потратить миллиарды впустую», не получив взамен технику требуемого уровня.
При таком стремительном росте расходов на оборону избирателям одновременно щедро обещают повышение уровня и качества жизни, раздувается и без того дефицитный Пенсионный фонд. Руководитель Экономической экспертной группы Е.Гурвич рассказал «Новым Известиям»: «Сегодня расходы консолидированного бюджета находятся на уровне 38% ВВП. Это верхний предел для стран нашего уровня развития. Проблема в том, что ухудшилась сама структура этих расходов – произошел резкий сдвиг от «продуктивных» (национальная экономика, здравоохранение, образование) расходов к «непродуктивным» (социальным, оборонным), которые не стимулируют развитие экономики». В то же время доля расходов на образование, достигнув 4,6% в следующем году, должна к 2014 году упасть до 3,3%. То же самое происходит и с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2012-й – 4,2%, а в последующие два года они упадут до 3%.
«Если исходить из того, что все самые неприятные времена для мировой экономики прошли, то вариант бюджета РФ на 2012–2014 годы выглядит вполне нормальным, – цитирует «Независимая газета» директора департамента стратегического анализа компании ФБК И.Николаева. – Но мы глубоко убеждены, что проблемы не только не закончились, а идет погружение в кризис – не такое резкое, как в 2008 году, но более глубокое. И если исходить из этого факта, то бюджет должен носить антикризисную направленность. Так что, во-первых, доля социальных расходов должна расти, а во-вторых, вряд ли должны снижаться расходы на национальную экономику. При этом у нас все наоборот – в частности, резко снижаются расходы на здравоохранение и образование». То есть приоритеты нынешнего бюджета полярно расходятся с приоритетами антикризисной политики. «Так что жизнь после выборов может оказаться, мягко говоря, тяжелой», – заключил он.
Однако даже красиво прописанный бюджет не обязательно гарантирован выполнению. Это, во-первых. А во-вторых, на самом деле у РФ не один, а два бюджета . Есть федеральные деньги (около 11,7 трлн. руб). Есть консолидированный бюджет – общие расходы регионов. По плану, в 2012 г. они составят 7,68 трлн. рублей. Изучать второй госбюджет даже интереснее, чем первый, считают «Аргументы недели». Главное откровение: у большинства местных властей на столе не густо. Зато в центре – пир горой. Центр забирает 65% общего дохода! На уровне субъектов Федерации остаётся 25% , муниципалитетам перепадают жалкие 10% . Мало того, что федеральная власть, всё сильнее перетягивает на себя бюджетное одеяло. Одновременно с 2000 г. Кремль шаг за шагом спихивает на регионы огромные расходы на социалку . Местные бюджеты заставили оплачивать львиную долю расходов на медицину, образование, культуру и т.д. Результат закономерен: 65 из 83-х субъектов Федерации сводят бюджет с дефицитом. С муниципалитетами ещё хуже: на собственные средства живут только 2%, тогда как 60% – полностью зависят от дотаций.
Устроить великий денежный передел было несложно. Центр просто забрал себе все доходы от самых прибыльных и наиболее стабильно собираемых налогов. Прежде всего – полностью присвоил природную ренту в виде налога на добычу полезных ископаемых. Заодно не постеснялся отобрать половину акцизов на спирт и водку, 100% налоговых сборов с сигарет, бензина, нефти и газа. Правда, с барского плеча регионам оставили пивные и ювелирные налоги. Также – 60% очень «собираемого» налога на добычу подземных вод. И прочую малоинтересную федералам фискальную мелочь.
Поэтому вполне понятна и следующая тенденция – что ни год, губернаторы выстраиваются в длинную очередь перед Кремлём. Каждый старается оттереть конкурентов, в надежде выбить у Центра больше денег. Осведомлённые источники говорят – для губернаторов это давно превратилось в нечто вроде профессионального вида спорта.
Бюджетные проблемы для большой страны не новы. При нынешней бюджетной модели Россия не выдержит ударов приближающейся второй волны глобального финансового кризиса. К такому выводу приходят многие авторитетные эксперты. А избежать новой волны кризиса вряд ли удастся.
Владимир Клавдин, политолог