Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

18.10.2011

Не упустить момент

Что сулит Беларуси статус наблюдателя в Межпарламентской Ассамблее АСЕАН, и какие дивиденды можно получить от сотрудничества со странами региона.

Что сулит Беларуси статус наблюдателя в Межпарламентской Ассамблее АСЕАН, и какие дивиденды можно получить от сотрудничества со странами региона.

События арабской весны плавно перешли в холодную европейскую осень. Цунами социального недовольства, накрывшее в эти дни многие государства в Европе и США, трудности с управлением долговыми пакетами Греции, Испании, Ирландии, Португалии, скачки доллара и евро, неуверенность на фондовых рынках -- все эти факторы серьезно пошатнули мировую экономику. Всемогущая либеральная экономическая модель, основанная на безраздельном господстве крупнейших финансовых корпораций и денежных пирамид, дала серьезный сбой и на горизонте замаячила повторная волна глобального кризиса.

На этом фоне многие эксперты прогнозируют, что нынешний век станет веком Азии. Недавно вице-президент Индонезии Будионо заявил, что у стран Азии есть все шансы стать главными двигателями мировой экономики на фоне проблем Европы и США.

Так это или нет, покажет время. Но важность и перспективность азиатско-тихоокеанского региона, его особая роль в судьбах планеты не вызывает сомнений. Именно здесь сконцентрирован мощный ресурсный, финансовый, производственный и технологический потенциал. Успехи молодых азиатских тигров, их стремительное вхождение в когорту мировых лидеров вызывают восхищение и уважение. Все активнее заявляют о себе на международной арене быстроразвивающиеся Китай и Индия. Вслед за экономическими интересами в сторону АТР смещается и центр политической «гравитации»

Пожалуй, впервые со времен холодной войны в АТР может возникнуть устойчивая, сбалансированная комбинация центров экономического роста и политического влияния.

В этом контексте особого внимания заслуживает деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая фактически утвердилась в качестве сильного полюса регионального притяжения. Эта организация возникла в 1967 году в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году к ним присоединился Бруней, а в 1995 году было принято во многом знаковое решение о приеме в состав Ассоциации Вьетнама, за которым последовали Лаос, Мьянма и Камбоджа. Таким образом, АСЕАН превратилась в «десятку», которая уверенно набирает вес и авторитет в системе международных отношений. К примеру, Индонезия сегодня входит в состав Большой двадцатки как крупнейшая экономика в Юго-Восточной Азии. В недрах страны -- богатые залежи нефти, газа, угля, драгоценных металлов, олова и никеля. По оценкам экспертов, уже к 2030 году Индонезия войдет в пятерку лучших стран мира по уровню ВВП.

Бруней благодаря запасам нефти и газа занимает одно из первых мест в Азии по уровню жизни. Валовый национальный продукта на душу населения составляет свыше 50 тысяч долларов -- это девятый показатель в мировой табели. Сингапур за полвека, не имея природных ресурсов, совершил колоссальный рывок, превратившись из захудалого рыбацкого острова высокотехнологичное постиндустриальное общество. Динамично набирает скорость в гонке за лидерами Вьетнам.

Устойчивость организации в условиях кризиса во многом обеспечила Чиангмайская инициатива. В марте 2010 года Ассоциация подписала с Китаем, Южной Кореей и Японией многостороннее мультивалютное своповое соглашение на сумму в 120 миллиардов долларов. Оно направлено на оказание срочной помощи любому государству, столкнувшемуся с финансовыми проблемами. Кроме того, иммунитет АСЕАН перед кризисными явлениями обеспечивают такие факторы, как достаточные запасы золотовалютных резервов у ряда стран-участниц, крупные современные производства, новейшие технологии, низкое отношение долгов к ВВП и здоровая банковская система. Такое положение дает АСЕАН все шансы достичь своей глобальной цели: сформировать к 2015 году Экономическое сообщество по образцу ЕС.

В сентябре этого года п арламент Беларуси получил статус наблюдателя в Межпарламентской ассамблее АСЕАН, и сегодня уже рассматривается возможность организации визита в Минск генсекретаря АСЕАН Антонио Куенко. Это и впрямь большой дипломатический успех, учитывая, что д иалоговыми партнерами блока являются сегодня Россия, Китай, Япония, США, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Канада и Европейский Союз. Представители зарубежных государств выступили в поддержку Беларуси и единогласно приняли положительное решение. Что же сулит Беларуси новый статус?

По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам и связям с СНГ Виталия Бусько, у частие белорусов в работе Межпарламентской ассамблеи АСЕАН « открывает для страны площадку для постоянного диалога с государствами-членами организации по ключевым политическим и экономическим вопросам, а также возможность активнее продвигать национальные интересы в регионе». А ведь это огромный рынок: 600 миллионов населения плюс совокупный ВВП в два триллиона долларов. Для открытой, ориентированной на экспорт белорусской экономики просто золотая жила.

В частности, страны региона заинтересованы в закупках белорусской сельхозтехники. Почти 80 процентов населения в Юго-Восточной Азии заняты в сельском хозяйстве, поэтому рынок открывает большие перспективы для белорусских производителей, вплоть до создания сборочных производств, сервисных центров и организации экспорта образовательных услуг по специальностям в сфере сельского хозяйства, отметил Виталий Бусько.

По мнению руководителя азиатского направления экономических исследований в HSBC Holdings Фредерика Нойманна, демографические нагрузки на окружающую среду в Азии могут привести к структурной нехватке продовольствия в ближайшие годы. Не удивительно, что многие азиатские правительства сейчас делают ставку на диверсификацию поставок продовольствия в долгосрочной перспективе. Белорусские переработчики получают прекрасную возможность открыть для себя новые рынки.

Сотрудничество с АСЕАН может решить для Беларуси и проблему обеспечения промышленности каучуком, поскольку его производят почти все государства региона. Кроме того, достигнуты договоренности о развитии контактов в области медицины. Как известно, азиатский континент славится эффективными нетрадиционными методами лечения, и для белорусских специалистов весьма полезной будет стажировка в тех краях.

В экономическом развитии стран-членов АСЕАН появилась новая тенденция, которую грешно не использовать. Наиболее экономически продвинутые государства ЮВА сегодня имеют немалый инвестиционный потенциал, который они стремятся задействовать за рубежом. Беларуси инвестиции нужны как воздух, и, создав необходимые условия для их привлечения, страна может получить финансовые ресурсы для реализации взаимовыгодных инвестпроектов.

Один из важнейших трендов для национальных экономик Юго-Восточной Азии -- стремление максимально использовать инновационные технологии. И тут открываются неплохие возможности для налаживания взаимовыгодного сотрудничества по таким направлениям, как создание новых материалов, информационно-коммуникационный сектор, оптические и лазерные технологии, то есть по тем секторам, где позиции Беларуси наиболее сильны.

О том, какие дивиденды можно получить от развития взаимовыгодного сотрудничества с Юго-Восточной Азией, наглядно свидетельствует статистика. Товарооборот асеановской «десятки» с Евросоюзом в прошлом году составил порядка 260 миллиардов долларов, с Китаем -- около 200 миллиардов, с Японией -- 159, с Австралией - 58, с Индией – 20 миллиардов долларов. Подсчитано, что совокупная стоимость только инфраструктурных проектов, которые Китай, Япония и Индия намерены реализовать до 2020 года в странах АСЕАН, может превысить 200 миллиардов долларов.

Среди основных факторов успешного развития отношений между Беларусью и странами АСЕАН -- близость или совпадение позиций по большинству вопросов глобальной и региональной повестки дня. А взаимопонимание на политическом уровне, как известно, залог расширения и укрепления контактов в экономической сфере. Главное теперь не упустить благоприятный момент и максимально оперативно отреагировать на происходящие в Юго-Восточной Азии трансформации.