Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

26.09.2011

Очередной кризис российского либерализма

Пожалуй, ни одна политическая партия России не имела такое внимание прессы, как Партия «Правое дело». Бесконечные интервью ее лидера (уже, правда, бывшего) в средствах массовой информации, пространные комментарии, оптимистические прогнозы. Однако результат для правых либералов оказался плачевным. Новоявленный лидер из партии ушел, а сами правые в очередной раз раскололись. Произошло это на предвыборном съезде.

Пожалуй, ни одна политическая партия России не имела такое внимание прессы, как Партия «Правое дело». Бесконечные интервью ее лидера (уже, правда, бывшего) в средствах массовой информации, пространные комментарии, оптимистические прогнозы. Однако результат для правых либералов оказался плачевным. Новоявленный лидер из партии ушел, а сами правые в очередной раз раскололись. Произошло это на предвыборном съезде.

Поначалу все складывалась для «Правого дело» довольно хорошо. Возглавить партию предложили известному бизнесмену М.Прохорову. Причем, предложение исходило едва ли не лично от президента России Д.Медведева. Во всяком случае он, сразу после июньского съезда «Правого дела», на котором олигарха ожидаемо избрали главой партии, вызвал того в Кремль и сказал буквально следующее: «Сейчас нужно подумать о том, каким образом наша система... могла бы стать менее бюрократической, более свободной и существенно менее централистски устремлённой. Для этого нужно работать всем партиям. Надеюсь, что «Правое дело» тоже будет в этом принимать участие». Дело было 27 июня.

Да и до этого Дмитрий Анатольевич не скупился на ободряющие слова в адрес Михаила Дмитриевича. Едва только стало известно о согласии М.Прохорова возглавить «Правое дело», от чего тот долгое время всячески отказывался, российский президент заявил, что присутствие партии «Правое дело» в Государственной думе может пойти на пользу российскому парламенту, что политический сектор России только выиграет, если «правые, консервативные» круги будут представлены в высшем законодательном корпусе, что у «Правого дела» есть свой избиратель, и «затея эта не безнадёжная». Дело было 17 мая. С премьер-министром РФ В.Путиным вопрос тоже был полностью согласован. И фигура М.Прохорова, как лидера именно такой партии тоже не вызывала сомнений: один из богатейших людей России, сторонник увеличения продолжительности рабочей недели и повышения пенсионного возраста, спортсмен и меценат, 155 тысяч одних заявок на финансируемый им проект «ё-мобиля» и т.д. и т.п.

После всего этого вопрос о преодолении 7%-ного барьера «Правым делом» во главе с М.Прохоровым вообще не стоял: в Думе после долгого (с 1996 года) перерыва вновь должна была появиться «фракция имени Гайдара-Чубайса», ориентированная на постиндустриальную экономику, модернизацию, инновации, либеральные ценности и т.д. и т.п.

Казалось, все идет к тому, чтобы победно утвердить список кандидатов от «Правого дела» на съезде и, не мудрствуя лукаво, спокойно дождаться 4 декабря, чтобы затем занять уготованные места в Думе – дабы в России либеральный электорат существует. Однако уже с самого начала подготовки к съезду обнаружились негативные тенденции в самой реанимируемой партии. В прессу стали просачиваться слухи о дрязгах и кулуарной борьбе. Классические либералы воспротивились административно-командным методам М.Прохорова.

Наконец, в партии разразился скандал. 15 сентября в Российской академии наук на съезде партии «Правое дело» ее лидера, бизнесмена и миллиардера М.Прохорова, избранного только лишь в конце июня, сняли с поста председателя партии. На выборы в Госдуму «Правое дело» пойдет без него.

Пресса запестрела различными версиями о причинах случившегося. Газета «Завтра», никогда не испытывавшая симпатии к либеральным идеям, привела мнение одного весьма информированного и умудренного жизнью человека. описывая разницу между западным и российским принципами ведения бизнеса, сформулировал её следующим образом: на Западе стремятся оптимизировать соотношение прибыли/риски, а в России – максимизировать прибыли, невзирая на риски. Вот М.Прохоров и попытался максимизировать политический результат «своей партии», но в политических рисках не разобрался и, скорее всего, неправильно их оценил.

Практически обещанное ему на самом верху преодоление процентного барьера он сразу назвал программой-минимум, а программой-максимум заявил превращение «Правого дела» во вторую по значению политическую партию России. Добиться этого путем поголовной «ё-мобилизации» правого электората, составляющего в лучшем случае 5% от общей численности российских избирателей, принципиально невозможно. Видимо, исходя из этих соображений, М.Прохоров в своей предвыборной кампании вместе с «инновационно-либеральным» вектором, а зачастую и вместо него, стал активно критиковать действующую «партию власти». На официальные результаты выборов эта критика, разумеется, повлиять категорически не могла, но сам этот вираж был явно «не по понятиям». Вызвало возмущение и стремление М.Прохорова включить в предвыборный список лиц с криминальным прошлым, у которых к тому же судимость не была снята

Терпение Кремля, видимо, окончательно иссякло, когда М.Прохоров недвусмысленно заявил о своих претензиях на премьерское кресло. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что против М.Прохорова выступили многие члены партии. По их словам, бизнесмен пришел в партию и начал действовать так, писала «Лента.ру», будто в ней состоят «не люди, а активы». Жесткие авторитарные методы управления привели к чехарде во многих региональных отделениях. В итоге люди взбунтовались и скинули немилого им (хоть и избранного ранее ими же на съезде) лидера.

М.Прохоров во всех своих бедах обвинил представителей президентской администрации. «В стране есть кукловод, который давно приватизировал политическую систему, давно дезинформирует руководство страны, давит на СМИ, расставляет людей и пытается манипулировать мнением людей. Зовут его Владислав Сурков», – сказал М.Прохоров, выступая перед 50 членами партии «Правое дело», которые должны были быть делегатами предвыборного съезда партии.

Тем временем съезд «Правого дела» продолжил свою работу уже без «прохоровцев» и сформировал свой кандидатский список в Думу. «Правое дело» выбрало замену М.Прохорову. Временно исполняющим обязанности председателя «Правого дела» избран А.Дунаев. На этом посту он заменит отправленного в отставку М.Прохорова, сообщает телеканал «НТВ». Такое решение принял съезд в Центре международной торговли. По данным «Известий», А.Дунаев является в «Правом деле» ставленником замначальника управления внутренней политики администрации президента Р.Хабирова. Ранее А.Дунаев занимал должность главы исполкома партии, однако М.Прохоров лишил его полномочий. Весь исполнительный комитет был отстранен от работы 14 сентября после того, как в первый день съезда, по словам М.Прохорова, на мероприятие зарегистрировали нелегальных кандидатов. Регистрацией, как утверждал политик, руководил Р.Хабиров.

Что касается списка кандидатов в Думу, то в первую тройку попали исполняющий обязанности председателя партии А.Дунаев, бывший лидер Демократической партии России А.Богданов и теннисистка А.Чакветадзе. Спортсменку в партию привел А.Богданов. Всего в списке 376 кандидатов.

Любопытно, что некоторые покинувшие Партию «Правое дело», но ранее состоявшие в «Союзе правых сил», встретились с главой ОАО «Роснано» А.Чубайсом, который был своего рода патроном партии, и договорились о воссоздание одноименного движения. Новый «СПС» не сможет принимать участие в выборах, а перспектива регистрации в качестве политической партии пока выглядит весьма туманной. Однако, как полагает «Политком.ру», это будет хоть какая-то легитимная площадка для политической деятельности с участием либералов, не захотевших вписываться в нынешний проект «Правого дела».

И все же пока либералы полностью вытеснены с системного поля. Раньше у них был СПС, потом «Правое дело», потом надежда на М.Прохорова. Сейчас – нет даже бренда, пусть и со своим рейтингом не выше статистической погрешности. Это основной вывод после трех месяцев попыток построить сильную парламентскую либеральную партию с 50 местами в нижней палате парламента: вместо этого у либералов теперь нет даже своей партии и «бренда». Однако нельзя сбрасывать со счета главный фактор – представители российского либерализма сохраняют свои устойчивые позиции в исполнительных структурах власти и крупном бизнесе.

Владимир Клавдин, политолог

.