Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

09.07.2012

Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в сотрудничестве двух стран в сфере безопасности (видео, фото)

Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» при поддержке Парламентского Собрания Союза Беларуси и России провел интернет-видеобрифинг с участием заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности, председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолия Степановича Ваньковича. Тема брифинга: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в сотрудничестве двух стран в сфере безопасности».

Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» при поддержке Парламентского Собрания Союза Беларуси и России провел интернет-видеобрифинг с участием заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности, председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолия Степановича Ваньковича. Тема брифинга: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в сотрудничестве двух стран в сфере безопасности».

– Весной Вы участвовали в конференции в Суздале, где обсуждались вопросы защиты информации. Насколько актуальна эта тема для России и Беларуси, для Союзного государства в целом?

– Конференция, касающаяся защиты информации, у нас проводится ежегодно. Прежде всего, конференция была направлена на обсуждение вопросов защиты информационных ресурсов государства, личности, на выработку соответствующих рекомендаций. Обыватель возлагает надежды на государство, чтобы быть защищенным, если кто-то вторгся в его личные данные, снял со счета денежные средства. Конечно же, здесь присутствуют и государственные интересы. Вы посмотрите, куда у нас делся ряд государств, которые были на карте мира – они перестали существовать за короткий промежуток времени. Почему? Потому что вопросам безопасности не было уделено должное внимание.

Дело в том, что информационное оружие необходимо сегодня рассматривать серьезно. Подходы к этому должны быть более строгими. Потому что воздействие такого рода оружия намного страшнее и сильнее, чем оружия массового поражения. Мы об этом говорили и говорим неоднократно. Если взять проблематику ближайшего будущего (торговлю людьми, оружием, наркотрафик), то здесь присутствует информационная составляющая: в этих целях используются соответствующие порталы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на молодежь, на работу с ней. Следующее – это энергоресурсы, из-за которых происходят многие негативные события и, к сожалению, будут происходить.

Прежде всего, мы должны защитить наше государство, наше Союзное государство, потому что основная цель информационного негативного воздействия – это наши славянские корни. Если стереть у человека из сознания его прошлое, то им можно как угодно управлять. И, к сожалению, где-то в этом вопросе мы дали слабину. Почему в нашем славянском государстве нет Украины? Потому что в этом вопросе мы где-то не доработали в идеологическом плане, где-то в информационном.

Поэтому, все наши рекомендации, наши разработки, в которых участвовали специалисты, занимающиеся этой проблематикой не один год, были рассмотрены. На этой основе соответствующим образом выработаны рекомендации, которые будут донесены до Высшего Госсовета и до других заинтересованных.

Более того, неоднократно подчеркивалось, что мы не можем плестись в хвосте всех вопросов, связанных с созданием Таможенного союза. Тем более, те процессы, которые сейчас происходят в нашем евразийском сообществе, показывают, что мы должны работать на упреждение. Необходимо не только применять технические меры защиты, но и разработать стратегию развития информационной составляющей.

– Не так давно в Брянске состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, которую Вы возглавляете. Расскажите об основных решениях комиссии.

– Принимая тот или иной законопроект, мы стараемся, чтобы они у нас проходили зеркально и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь. Конечно же, мы не можем работать без информации о том, что происходит в регионах. Это, кстати, не первое наше такое заседание, а уже пятое. Такие заседания мы проводили в Астрахани, Выборге, Витебске, Гомеле, настало время Брянщины. Обсуждения проходили с участием тех должностных лиц, кто непосредственно занимается вопросами безопасности, обороны и борьбы с преступностью.

Мы должны приложить все усилия, чтобы торговля людьми, наркотрафик, торговля оружием, проявление терроризма не были применены против наших народов. На это направлена наша законодательная база.

Когда мы работаем на местах, то привлекаем представителей всего силового блока (пограничные ведомства, МВД, соответствующие службы ФСБ, КГБ). Во время таких дискуссий звучат предложения по созданию оперативных групп для эффективного реагирования на существующие вызовы. Такие предложения были высказаны в Брянске.

Помимо этого, были рассмотрены вопросы, связанные с обменом информацией. Здесь существуют шероховатости, например, с возвращением обязанных лиц. То есть человек свободно уехал на другое место жительства и перестал выплачивать алименты своей семье. Каким образом это решать? Необходимо взаимодействие по обмену информацией баз данных и так далее. Хотя, я подчеркну, что в этом плане у нас наработано очень много.

Более того, силовой блок готов к работе в рамках Таможенного союза и будущих объединений. В целом, наша работа направлена на предотвращение и на упреждение негативных проявлений, чтобы граждане нашего союза знали, что они защищены, что они находятся в безопасном положении, что мы реагируем на те угрозы, которые возникают.

– Планируется ли развивать правовой механизм сотрудничества между белорусскими и российскими спецслужбами, в частности, по вопросам безопасности. Будет ли в Беларуси развиваться антитеррористическое законодательство, и будет ли учитываться при этом российский опыт?

– Вы знаете, оно уже действует и работает. На сегодняшний день проводятся соответствующие мероприятия, реализуются программы. Такая практика есть, но время идет, и мы не стоим на месте. Мы приняли Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь. В Российской Федерации есть Закон о безопасности, есть Стратегия национальной безопасности до 2020 года.

У нас в Союзном государстве такая Концепция существует с 1999 года. Прошло время, изменились какие-то взгляды, появились новые угрозы, и в том, что касается законодательства в Союзном государстве, полагаю, меня поддержат и остальные депутаты союзного парламента, необходима разработка Концепции безопасности Союзного государства с учетом реалий, которые произошли.

Вопросы, связанные, например, с борьбой с терроризмом, постоянно находятся в нашем поле зрения. И на сегодняшний день по противодействию терроризму рассматривается и у нас закон (в Республике Беларусь), и соответствующее законодательство в Российской Федерации. Мы стараемся унифицировать законодательство по нескольким направлениям. В первую очередь, чтобы было удобно работать тем службам, которые этим занимаются, чтобы они не имели никаких препятствий, совместно выполняя мероприятия и на территории России, и на территории Беларуси. Это нам удается. Например, совместными усилиями был проведен ряд эффективных операций по ликвидации накалов наркотрафика в Евросоюз.

– Интеграционные проекты на постсоветском пространстве получили вторую жизнь. При этом Союзное государство уже открыто называют обкаточным полигоном интеграционных механизмов. В связи с этим, насколько сейчас востребован белорусско-российский парламентский опыт в сфере безопасности?

– Прежде всего, я бы обратился сейчас к вопросам, связанным с ОДКБ. Полагаю, если бы не было тех проб и ошибок, возможно, ухабов, у нас бы не была сегодня создана соответствующая группировка. У нас бы не было единой системы противовоздушной обороны. Что такое единая? Это использование сил и средств по единому плану под единым командованием. Обывателю, может быть, кажется, что все это легко сделать. Однако совмещение систем, которые работают в данном направлении, требуют кропотливой многолетней работы, выработки единого понимания задач, единого руководства, совместного использования техники, применения оружия, управления, связи.

Не стоит забывать о пограничной безопасности – это городки, заставы, подготовка военнослужащих, обмен данными, своевременное реагирование на форс-мажорные ситуации. Этот опыт уже наработан в рамках Союзного государства и востребован. Без Союзного государства таких достижений не было бы.

Можете ли Вы подвести промежуточный итог работы комиссии за первое полугодие? На каких задачах будет акцентирована работа комиссии во втором полугодии?

– Прежде всего, это вопросы, касающиеся программ пограничной безопасности. Нам небезынтересна следующая программа, третья, в реализации которой участвуют и депутаты. Концепция программы на сегодняшний день есть, и необходимо, чтобы работа в этом направлении была продолжена.

Конечно же, это те мероприятия, которые проходят в области противодействия терроризму, в области военно-технического сотрудничества. Этим вопросам и будет уделено внимание.

Более детально сейчас мы будем заниматься вопросами, связанными с воспитанием нашей молодежи. На сегодняшний день те мероприятия, которые мы проводим, наверное, уже выработали свой ресурс. Депутаты нашей Комиссии по безопасности, обороне, борьбе с преступностью говорят о том, что мы должны ставить вопрос о концепции военно-патриотического, духовного, нравственного воспитания нашей молодежи. Это необходимо делать. Вопрос другой: поддержат ли нас в целом депутаты Парламентского Собрания? Но наша Комиссия такой вопрос прорабатывает.

Полагаю, что Беларуси необходим единый закон о безопасности. Но этот основополагающий закон должен быть для всех, ибо необходимо, что касается вопросов безопасности, чтобы работал не только силовой блок. Начиная с самого малого звена, с предприятий любой формы собственности, руководитель обязан знать, понимать не только вопросы, касающиеся пожарной безопасности, охраны труда, но и в целом, в каждой ситуации руководитель обязан знать, как действовать. Я понимаю, что это, скорее всего, будет затратно, так как необходимо и обучение, и люди, которые должны этим заниматься. Но это необходимо.

– В этом году Беларусь и Россия отмечают 20-летие дипломатических отношений. На Ваш взгляд, какие главные достижения дипломатические успехи между нашими странами были достигнуты за это время?

– Достижением я бы назвал то, что мы не разъединились. Мы друг от друга ни на йоту не отдалились, более того, приблизились. И это пример для всех наших республик, которые были в Советском Союзе. Это не какая-то там ностальгия, это благо для наших народов. Сейчас мы достигли свободного перемещения, свободного обучения, практически полностью сняты вопросы социальной напряженности – остались мелочи.

Мы создали систему, которая обеспечивает безопасность наших государств. Конечно, эта система не может находиться в аморфном состоянии, она требует соответствующей корректировки. Но самое главное, что есть система. Более того, мы не сделали это сильно затратным. То, что идет работа на сохранение и развитие Союзного государства, я считаю успехом всех: и парламентариев, и дипломатов, и руководства.