Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

30.06.2012

Риски и возможности

Эксперты все чаще говорят о наступлении новой волны глобального кризиса. А страны ЕЭП на уровне министерств экономик готовят совместный антикризисный план действий на случай ухудшения ситуации на мировых рынках. Насколько реальны эти прогнозы? От чего зависит конструкция глобального мироустройства в нынешнем столетии? Каково будущее евразийской интеграции? Об этом рассуждает известный белорусский политолог Владимир Улахович

Эксперты все чаще говорят о наступлении новой волны глобального кризиса. А страны ЕЭП на уровне министерств экономик готовят совместный антикризисный план действий на случай ухудшения ситуации на мировых рынках. Насколько реальны эти прогнозы? От чего зависит конструкция глобального мироустройства в нынешнем столетии? Каково будущее евразийской интеграции? Об этом рассуждает известный белорусский политолог Владимир Улахович

-- Владимир Евгеньевич, не так давно вы побывали в Астане на международном экономическом форуме. Чем он вам запомнился, о чем заставил задуматься, что, быть может, удивило? Как Вы оцениваете итоги форума в контексте глобальной экономики?

-- Впечатления самые позитивные как с точки зрения организации мероприятия, гостеприимства его хозяев, так и с точки зрения содержательности дискуссии. Астанинский экономический форум проводился уже в пятый раз, и за эти годы он стал очень важной площадкой для серьезного разговора руководителей государств, ученых, экспертов по глобальной и очень острой повестке дня. В отличие от несколько кулуарного форума в Давосе, где собирается ограниченный круг участников в большей степени для неформальных консультаций, масштабы Астанинского форума куда более солидные: восемь тысяч человек из 90 стран, среди них руководители государств, 12 нобелевских лауреатов, четверо участников глобального рейтинга «Сто мыслителей современности».

Астанинский форум стал своего рода ретранслятором широкого «евразийского взгляда» на проблемы глобального развития.

-- Одна из тем форума -- принципы глобального мироустройства. Прошлый и нынешний годы войдут в историю по числу экономических и политических потрясений. Кризис Еврозоны, рецессия в США, перегрев экономики Китая, «арабская весна» и переформатирование арабского мира, акция «Захвати Уолл-стрит», массовые социальные протесты… К чему катится планета?

-- Очевидно, что все это разные проявления одного и того же процесса -- системного кризиса неолиберальной модификации капитализма.

Вопрос о путях экономической трансформации мира дискутируется уже несколько лет. Идей и предложений много, а с практическими решениями дефицит. В результате глобальный валютно-экономический кризис перерос в мировой социальный кризис, охватив многие развитые государства.

В четырех «локомотивах» Евросоюза, в Италии, Великобритании, Германии и Франции, в общей сложности насчитывается почти 11 миллионов безработных, причем около половины -- это молодые люди. А в других странах ЕС еще больше. На спасение отдельных национальных экономик вливаются десятки и сотни миллиардов евро. Но получается так, что каждый новый миллиард лишь усугубляет старые «болезни» и порождает новые. Та же Европа столкнулась не только с кризисом евро, а с кризисом мультикультурализма, который был неотъемлемой частью построения Евросоюза.

-- И где же выход из положения? Какой должна быть конструкция глобального мира завтра?

-- Надо учиться жить в новых условиях, коренным образом пересмотреть существующую безнравственную модель международных отношений. Возможно, провести под эгидой ООН Всемирную антикризисную конференцию, на которой принять новую парадигму глобального социального развития, основанную на справедливости, социальном партнерстве и взаимной ответственности. К слову, именно такую позицию отстаивает на международной арене и Беларусь. Деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые устарело и ведет человечество в тупик. Страны, обладающие большой емкостью рынка, людскими ресурсами, природными богатствами не могут играть второстепенную роль на мировой арене. Это нонсенс. Более того, именно в странах так называемого «третьего мира» сосредоточен потенциал для движения вперед всей мировой экономики. Вот почему формат «большой восьмерки» и даже G-20 сегодня уже недостаточен и его нужно расширять.

Другая задача -- формирование транспарентной мировой политики. Человечество исчерпало лимит на революции и мировые войны. На примере сегодняшнего Египта, Ливии, Сирии, Ирака мы видим, к чему приводят попытки переустроить мир с помощью революций. Эти страны отброшены далеко назад, страсти накалены до предела, в обществе не затухают «разборки» между различными политическими силами и кланами, чуть ли не ежедневно происходят теракты, взрывы, перестрелки. Все это сказывается на безопасности соседних государств.

-- Но сегодня трудно представить, чтобы за круглом столом собрались непримиримые противники и все другу другу пожали руки…

-- А иного выхода у человечества нет. Либо двигаться по пути обострения противоречий, либо договариваться, искать компромиссы, пути минимизации последствий кризиса. Либо жесткое противостояние и новая гонка вооружений, либо честная и добросовестная конкуренция. Многополярный мир -- основа будущего цивилизации. Это должна быть сбалансированная система геополитических сдержек и противовесов, взаимодействия мощных интеграционных объединений.

-- Одним из них в ближайшем будущем должен стать Евразийский экономический союз Беларуси, России и Казахстана. Поскольку стержнем интеграции на постсоветском пространстве выступает Россия, некоторые эксперты заявили, что идея создания Евразийского союза есть ничто иное, как завуалированная попытка Москвы через «собирание земель» возродить под своим началом Советский Союз. Дескать, в отношении Беларуси ближайшая цель -- приватизация белорусских предприятий в пользу российского капитала и введение российского рубля. На Ваш взгляд, насколько обоснованы такие утверждения?

-- Я не ставил бы так вопрос. Евразийский союз, в котором очень сильно заинтересован Кремль, обречен на провал, если не будут соблюдены базовые параметры интеграции -- взаимоуважение, отказ от политики разделения на большого и малого брата, обязательность выполнения решений наднациональных органов. Если кто-то начнет доминировать, ничего не получится. И в российском руководстве это прекрасно понимают.

Конечно, нельзя исключать наличия в России экономического лобби, фигур, которые хотят воспользоваться интеграционным проектом, чтобы продвинуть свои эгоистические интересы, поучаствовать в дележе экономического достояния Беларуси. Но, во-первых, у нас есть гарантии руководства, что этот номер не пройдет. Во-вторых, такие процессы просто невозможны в рамках объединительных структур, иначе теряется их смысл.

-- Сегодня все чаще говорят о новой волне глобального кризиса. Страны ЕЭП на уровне министерств экономик даже готовят совместный антикризисный план действий на случай ухудшения ситуации на мировых рынках. Насколько реальны эти прогнозы?

-- Я не великий прогнозист. Но риски глобального характера действительно очень серьезные, и их нужно просчитывать. Как бы мы ни были далеки от проблем в зоне евро, ее нестабильность оказывает влияние и на наши экономики. Выстраивая антикризисную экономическую политику, нужно исходить из самого негативного сценария. Противостоять сегодняшним вызовам можно лишь благодаря творческому нестандартному мышлению. Специалисты подсчитали, что к 2030 году миру потребуется на 50 процентов больше продовольствия, на 40 процентов больше энергии, на 30 процентов больше воды, миллионы хороших рабочих мест. Все эти вызовы взаимосвязаны, поэтому надо «завязывать» вместе политику и антикризисные программы наших стран. Уберечь себя от рисков гораздо проще, используя весь потенциал интеграционного объединения -- емкость рынка, сырьевые, промышленные, инновационные ресурсы. Но создавая Евразийский союз, мы должны учитывать опыт и ошибки Евросоюза. Они тоже двигались поэтапно, но и шишек набили немало. Почему европейцы столкнулись с кризисом? Потому что в какой-то момент поддались политическому импульсу. В основу последних расширений ЕС легла не экономическая целесообразность, а политические решения.

-- Выходит, противостояние будущего Евразийского союза и ЕС как двух центров силы неизбежно?

-- Определенный элемент соперничества, состязательности поначалу, конечно, будет присутствовать. Любая интеграция должна начинаться с защищенности отечественных производителей и собственного рынка. Но мне кажется это будет достаточно выгодная для всех состязательность. На пространстве ЕЭП огромные территориальные, природные и энергетические ресурсы, у Евросоюза -- технологии и инновации. Все это можно использовать во благо двух объединений. Так что в перспективе вполне возможно, что красивая идея интеграции интеграций, основанная на создании общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, воплотится на практике.