Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

25.06.2012

Белорусы Кубани

Недавно группа преподавателей Белорусского государственного технологического университета со своими коллегами из Кубанского государственного университета приступила к реализации совместного проекта «Народы России и Беларуси: исторический опыт и современные проблемы взаимопознания». Данный проект получил поддержку фондов фундаментальных исследований России и Беларуси. Белорусскую группу исследователей возглавляет доктор исторических наук, профессор В. Е. Козляков. Российскими разработчиками руководит доктор исторических наук, профессор О. В. Матвеев, являющийся одновременно сопредседателем Научно-образовательного центра «Северокавказское славяноведение». В планах работы обеих групп – совместные исследования, работа в архивах Беларуси и России, подготовка и публикация статей.

Недавно группа преподавателей Белорусского государственного технологического университета со своими коллегами из Кубанского государственного университета приступила к реализации совместного проекта «Народы России и Беларуси: исторический опыт и современные проблемы взаимопознания». Данный проект получил поддержку фондов фундаментальных исследований России и Беларуси. Белорусскую группу исследователей возглавляет доктор исторических наук, профессор В. Е. Козляков. Российскими разработчиками руководит доктор исторических наук, профессор О. В. Матвеев, являющийся одновременно сопредседателем Научно-образовательного центра «Северокавказское славяноведение». В планах работы обеих групп – совместные исследования, работа в архивах Беларуси и России, подготовка и публикация статей.

Центром «Северокавказское славяноведение» накоплен определенный опыт. Главная его задача – восстановить во многом разрушенное за 1990-е годы единое научное пространство славянских стран, наладить атмосферу взаимопонимания и плодотворных научных контактов. Хотя Центр существует, по сути дела, на общественных началах и энтузиазме организаторов, уже проведено 6 конференций международного уровня, выпущено 8 книг. Начал выходить сборник «Мир славян Северного Кавказа» (издано четыре выпуска), разделы которого посвящены истории и культуре славянских народов не только Кубанского региона, но и других славянских стран.

 

В четвертом выпуске этого сборника опубликована статья коллектива авторов о белорусах, написанная для готовящегося будущего этнокультурного словаря Кубани. Думается, читателям нашего портала будет небезынтересным познакомиться с содержанием данного материала.

Н.И. Бондарь, О.В. Матвеев, В.Н. Ракачев

Материалы к историко-этнографическому справочнику

«Народы Кубани»: Белорусы *

Белорусы (самоназвание беларусы) – восточнославянский этнос, имеющий общие генетические корни и историческую судьбу с русскими и украинцами. Этноним «белорус» на уровне массового сознания утверждается во второй половине XIX в., до этого белорусское население часто определялось названиями «литвины», «руськие». На Кубань белорусы попадали в конце XVIII – первой половине XIX в. либо малыми группами в составе переселявшихся украинских крестьян и казаков, либо в одиночку из среды шляхты и духовенства. Немало белорусов-участников польских восстаний 1830–1831 г. и 1863 г. несли службу в войсках Кавказской армии, в укреплениях Черноморской береговой линии. Окончание Кавказской войны, отмена крепостного права в Западном крае, издание Положения 29 апреля 1868 г., разрешавшее лицам невойскового сословия селиться и приобретать недвижимую собственность в казачьих землях, введение в строй Владикавказской железной дороги открыли доступ в край крестьянским переселенцам из Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской губерний.

Согласно данным первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Кубанской области проживало лиц с родным белорусским языком 12356 чел. (0,65% от всех жителей области), в Черноморской губернии белорусы составляли 1,2% от всех жителей (659 чел.).

В силу того, что обе территории: Кубанская область и Черноморская губерния были вновь заселяемыми окраинами, здесь преобладало мужское население, так как обычно основную часть переселенцев составляют мужчины. Это справедливо и в отношении белорусов. В Кубанской области на 100 мужчин приходилось 89 женщин. В Черноморской губернии дисбаланс был еще более заметен, здесь на 100 мужчин приходилось 29 женщин.

Уровень грамотности среди белорусов был невысок, как впрочем, и у других народов. В Кубанской области грамотными были 14,5% (1796 чел.) белорусов, среди мужчин грамотных было немного больше – 23,5% (1533 чел.), среди женщин – 4,5% (263 чел.). Однако число лиц получивших образование выше начального было ничтожным среди белорусов Кубанской области лишь 0,33% (41 чел.). По вероисповеданию большинство белорусов Кубанской области отнесли себя по переписи к православным и единоверцам 92,1% (11377 чел.), кроме того, 7,6% (938 чел.) отнесены к старообрядцам и уклоняющимся от православия, 1 чел. к армяно-григорианской церкви, 36 чел. (0,29%) римско-католики, 2 чел. к лютеранам, 1 – к караимам и 1 к иудеям.

Белорусы, жившие в Кубанской области, в большинстве своем были заняты в земледелии – 8279 чел. (67%) из них 15,8% (1956 чел.) самостоятельные хозяева и 51,2% (6323 чел.) члены их семей. Еще 8% составляли лица, занимавшиеся деятельностью и службой в качестве частной прислуги и поденщиков. Всего 993 чел. из которых 464 – самостоятельные хозяева и 529 чел. – члены их семей. Кроме того небольшое число белорусов области были заняты в таких сферах как администрация, суд и полиция (10 чел.), общественная и сословная служба (15 чел.), частная юридическая деятельность, (1 чел.), вооруженные силы (11 чел.), богослужение православного исповедания (49 чел.), других христианских исповеданий (2 чел.), лица при церкви (6 чел.), учебная и воспитательная деятельность (12 чел.), врачебная и санитарная деятельность (2 чел.), служба при благотворительных заведениях (1), доходы с капиталов и недвижимости (29), лица живущие на средства от казны (31), животноводство (47), лесоводство (30), рыболовство и охота (38), обработка дерева (117), прочие обработочные отрасли (121), в химическом производстве (91), винокурение и пивоварение и прочие напитки (8), обработка растительных и животных питательных продуктов (38), производство табака и изделий из него (13), ювелирное дело (6), изготовление одежды (117), строительство и ремонт жилья (174), производство экипажей и постройка деревянных судов (3), не определившиеся в занятии (7), в сфере водных сообщений (1), железнодорожный транспорт (41), извозный промысел (45), почта и телеграф (9), кредитные и коммерческие учреждения (1), торговля (118), содержание трактиров и гостиниц (11), питейная торговля (6), лица неопределенных занятий (41), лица не указавшие занятие (12), лишенные свободы и отбывающие наказания (82),

По сословному положению 30 чел. белорусов были дворянами потомственными, 17 чел. имели личное дворянство, 34 чел. – лица духовного звания всех христианских конфессий и их семьи, 13 чел. – потомственные и и личные почетные граждане и их семьи, 6 чел. – купцы, 1525 чел. – мещане, 9426 – крестьяне, 1177 – войсковые казаки, 111 – не указавших сословия, 14 чел. – иностранные подданные.

В Черноморской губернии по переписи 1897 г. уровень грамотности среди белорусов был на порядок выше, чем в области – 43,2%. Это обусловлено, во-первых, тем, что почти все грамотные мужчины (90,5% от всех грамотных белорусов губернии) и только 9,5% – грамотных женщин. Во-вторых, спецификой деятельности населения губернии (промышленность, транспорт), которая требовала квалифицированных рабочих рук.

По вероисповеданию белорусы в Черноморской губернии почти все православные и единоверцы – 620 чел. (94,8%), так же среди них была небольшая группа последователей римско-католической церкви (39 чел.).

По занятиям белорусы Черноморской губернии распределялись следующим образом. 452 чел. определились в качестве самостоятельных хозяев. Из них подавляющее большинство – 252 были заняты в сфере обработки минеральных веществ (вероятно цементной промышленности) (38,2%). 30 чел. были заняты в земледелии, 67 занимались службой при частных заведениях, прислуга и поденщики, 29 чел. – строительством и ремонтом жилья, а так же в администрации, суде и полиции (3), общественной и сословной службе (1), богослужением (3), учебной и воспитательной деятельности (1), врачебной и санитарной деятельности 94), получали доходы с капиталов и недвижимости (8), находились на содержании казны, общественных учреждений и частных лиц (1), занимались животноводством (2), лесоводством и лесным промыслом (5), добычей руды и копей (3), обработкой дерева (7), обработкой металлов (1), изготовлением одежды (2), в сфере средств сообщения (20), почта, телеграф (1), торговля (8), не указавшие занятия и прочие (6).

В сословном отношении в Черноморской губернии 10 чел. – потомственные дворяне, 5 – дворяне личные, чиновники не из дворян и их семьи, 5 – лица духовного звания и члены их семей, потомственные и личные почетные граждане и их семьи – 3, мещане – 74, крестьян – 554 чел., войсковых казаков – 1, иностранных подданных – 17.

Дореволюционные источники лишь в самых общих чертах сообщают о культурном облике белорусов Кубани. В статистико-этнографическом описании станицы Николаевской, составленом в 1883 г., указывается, что язык местных жителей «разделяется на три наречия: малороссийское, великороссийское и белорусское». «Белорусское наречие, – отмечал Ф.Ф. Арканников, – имеет свои особенности, так, например, выговаривание окончаний с буквой ё – е: пайдем, придем, несем, Семен; употребление деепричастий вместо глаголов 3 лица настоящего времени и единственного числа – придя, идя, читая, ходя; е выговаривают как я: яго; вместо во говорят го: каго, чаго, самаго; выговаривают твердо букву в, прибавляя к ней о, например: Леовка (Лёвка), вереовка (верёвка), лоовко (ловко) и проч. В этносословных стереотипах местного казачества белорусы были представлены прозвищем «мужицкие образины». О материальной культуре тот же источник скупо сообщал, что «белорусы преимущественно живут в бедных хижинах, в домах у них часто ночуют телята, овцы и домашняя птица» (то же самое можно сказать о большинстве казачьих семейств). Об одежде, особенностях системы питания, обрядности трудно судить, поскольку в общих обзорах иногороднего востонославянского населения (статьи А.М. Мельникова, статистико-этнографические описания населенных пунктов Кубани и др.) белорусы практически не выделялись, да и не стремились выделяться.

За первые годы ХХ века происходят значительные трансформации как в общей численности белорусов на Кубани, так и в демографических структурах. Первая полномасштабная перепись 1926 г. зафиксировала на территории четырех округов, которые в последствии вошли в состав Краснодарского края 23336 чел. белорусов. В составе всего населения они составляли 0,74%, из них 51,8% мужчин и 48,2% женщин. 35,9% были жителями Армавирского округа, 36,1% – Кубанского, 20,9% – Черноморского и 7,1% – Майкопского. Около 3000 белорусов (2950 чел.) были жителями г. Краснодара. При невысоком уровне урбанизации на Кубани уже в середине 1920-х гг. 41,2% белорусов края были горожанами. Помимо национальной принадлежности перепись фиксировала родной язык. Доля лиц с родным языком белорусским, среди тех, кто определил себя как белорус, в крае была незначительна – всего 12,3%.

В связи с трагическими последствиями репрессивной политики и голода 1932–1933 г. в край переселяются красноармейцы, в том числе и из Белоруссии. Итоговая сводка Главного управления РККА от 9 февраля 1933 г. называет 236 семей, предназначенных к переселению из Белорусского военного округа на Кубань. По воспоминаниям И.Л. Полежаева, жителя станицы Уманской, только приезд переселенцев спас полное уничтожение станицы. «Станица немного ожила, – писал он. – Правда, здесь главную роль играют теперь переселенцы – белорусы, народ крепкий, надежный, трудолюбивый и симпатичный. Для станицы их приезд равносилен вливанию крови в организм умирающего человека, что его и спасает в конечном счете».

В результате возвращения переселенцев, а также процессов смены самоназвания в среде преобладающего русского населения, к 1939 г. численность белорусского населения в крае сократилась более чем вдвое и составила 11523 чел. (0,39% от всех жителей края), из них 62,1% мужчин и 37,9% женщин. Резко сократилось число горожан среди белорусов – до 29,6% их проживало в городах и 70,4% – в селе. Вместе с тем доля лиц с родным языком у белорусов выросла до 33,6% (3874 чел.).

В последующие 20 лет белорусское население края росло, но очень медленными темпами. К 1959 г. оно составило здесь 20292 чел. из которых 51% приходился на мужчин и 49% на женщин. 46,9% белорусов были горожанами. По-прежнему небольшой процент белорусов в крае родным языком показали белорусский – только 33,5% (6794 чел.).

К 1970 г. вероятнее всего в следствие миграции численность белорусов на Кубани выросла и составила 30055 чел. (0,72% населения края). В пользу этого говорит также и рост числа лиц с родным языком белорусским, которая выросла в сравнении с предыдущей переписью до 41,1% (12361 чел.). одновременно изменилось соотношение мужского и женского населения. Доля мужчин сократилась до 48,1%, женщин соответственно выросла до 51,9%. В 1970 г. 49,4% белорусов в крае составляли городское население и 50,6% – сельское.

По данным переписи 1979 г. 29789 чел. в крае отнесли себя к белорусам из них 45,9% мужчин и 54,1% женщин. 52,1% -городские жители, 47,9 – сельские. 35,8% от всех определивших себя как белорусов, указали в качестве родного языка белорусский.

В 1989 г. в крае проживало 34688 чел. белорусов (0,75% жителей края). Из них 35,2% (12213 чел.) назвали родным языком белорусский. 55,9% белорусов проживали в городах края, остальные были жителями села. На 1000 мужчин среди белорусского населения края приходилось 1264 женщины.

26260 жителей Кубани в 2002 г. определили себя как белорусов. Из них 41,5% мужчин и 58,5% женщин. 53,8% белорусов края проживают в городах и 46,2% в сельской местности. На селе диспропорция полов у белорусов выражена в большей степени. Так если в городе на 1000 мужчин приходится 1360 женщин, то на селе это соотношение составило 1000:1460. число лиц указавших владение белорусским языком в крае составило 37,7%.

Длительное время проживая на Кубани, белорусы адаптировались к местной традиционной культуре. Компактных поселений они не образовывали, общин / землячеств не создавали, культурно-бытовые особенности сохранялись только в языке, как правило, у старших поколений мигрирующей группы, семьи. Во втором поколении это могло проявляться на уровне отдельных слов или стереотипных выражений. Некоторые попытки воспроизводства этнографических особенностей связаны с организационной деятельностью центров национальных культур (Туапсинская районная белорусско-национальная культурная автономия «Спадчина», белорусские общества «Сябры» и «Белая Русь» в Краснодаре и др.) В прошлом и в настоящее время – это не малые этнические группы, а в большей степени этнические землячества, более или мене успешно помогающие белорусам адаптироваться на Кубани. Общественная активность этих организаций обусловлена тесными политическими и экономическими контактами администрации Краснодарского края с Республикой Беларусь. Поэтому историческое прошлое и духовное наследие кубанских белорусов еще ждут своего исследователя.

Литература: Арканников Ф.Ф. Николаевская станица. Статистико-этнографическое описание // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. Т. 1; Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед. Ежегодник. Краснодар, 1990. Вып. 2; Белорусы / Под ред. В.В. Бондарчика, Р.А. Григорьева, М.Ф. Пилипенко. М., 1998; Ракачев В.Н., Черный В.И. Этносы и этнические группы Краснодарского края: формы культурной организации. Краснодар, 2001; Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в ХХ веке: Историко-демографическое исследование. Т.1. 1900–1920-е гг. Краснодар, 2005; Т. 2. 1930–1950-е гг. Краснодар, 2007. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Краснодарскому краю в 13 томах. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство. Краснодар, 2005.

 


* Статья написана при финансовой поддержке Российским гуманитарным научным фондом