Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.05.2012

В России сформировано Правительство и Администрация Президента

Период томительного ожидания российской элиты, наконец-то, завершился. После двухнедельной паузы в России появились и новое правительство, и новая президентская администрация. Как обещали члены правящего тандема, в них много новых лиц. Но идет ли речь о реальном обновлении российской власти сверху донизу? Как полагает «Московский комсомолец», «заявлять подобное – выдавать желаемое за действительное. Сменились пусть важные, но исполнители. Все самые важные тузы российской власти остались на своих местах.

Период томительного ожидания российской элиты, наконец-то, завершился. После двухнедельной паузы в России появились и новое правительство, и новая президентская администрация. Как обещали члены правящего тандема, в них много новых лиц. Но идет ли речь о реальном обновлении российской власти сверху донизу? Как полагает «Московский комсомолец», «заявлять подобное – выдавать желаемое за действительное. Сменились пусть важные, но исполнители. Все самые важные тузы российской власти остались на своих местах.

По сведениям «Независимой газеты», В.Путин и Д.Медведев совещались до последней минуты: они серьезно опаздывали на встречу с назначенцами, ожидающими руководителей страны за большим столом в одном из залов Кремля. Однако никто не скучал. В.Путин и Д.Медведев вошли в зал спокойно, как в собственный кабинет. Поздоровавшись, буднично и тихо, почти заглушаемый стрекотом телекамер президент принялся перечислять членов правительства. Каждый из названных вставал с легким полупоклоном в адрес аудитории и садился на место. Возглавил список первый вице-премьер И.Шувалов, затем представлены были заместители председателя правительства В.Сурков и А.Дворкович.

Глава фонда «Эффективная политика» Г.Павловский, комментируя «Независимой газете» список министров, высказал недоумение, «для чего надо было столько тянуть»: «Почему возникла такая пауза и столько разговоров вокруг достаточно банальной команды?» Эксперт в беседе с «НГ» назвал ее компромиссной: «Если бы этот компромисс был политическим – вокруг того или иного курса реформы! Но за ним не стоит ни курс, ни программа – это чисто кадровый компромисс по поводу желательных Медведеву и обязательных, с точки зрения Путина, фигур. В результате, говорит эксперт, «как всегда бывает в подобных случаях, появилась прозрачная схема, где силовой и экономический блоки курирует Кремль, а Медведев управляет по остаточному принципу несколькими программами». Из значимых фигур, замечает Г.Павловский, главе правительства оставлен только министр юстиции А.Коновалов, «который не имел сильных конкурентов».

Генеральный директор Центра политических технологий И.Бунин не считает новый кабинет министров техническим, каким, к примеру, являлось правительство М.Фрадкова: «Здесь чувствуется рука и Путина, и Медведева. Кандидатуры пришли от обоих. Причем Путин сохранил три главные должности, которые для него очень важны в экономической сфере: посты министров экономики, финансов и главы антимонопольной службы. Это позволяет президенту контролировать любое решение на экономическом уровне».

Некоторые назначения оказались ожидаемыми. Например, мало кто сомневался в правительственной должности Д.Рогозина. Правда, инсинуации экспертов вращались в основном вокруг возможного его назначения на пост министра обороны. Вставший со своего места Д.Рогозин хранил непроницаемый вид, да и до этого был не слишком разговорчивым в отличие от своего оживленного соседа А.Дворковича.

А.Сердюков, сохранивший, вопреки многим прогнозам, свой пост, выглядел довольным жизнью, армией и карьерой. Его реформа признана успешной. Впрочем, надо признать, что он стал одним из немногих министров, который действительно ее проводил. Пусть и при жестком противодействии части армейской верхушки. Факт остается фактом: за последние годы Россия продвинулась в сторону контрактной армии.

Меньше повезло другому реформатору – А.Фурсенко. Вероятно, учтены были руководством не столько родительские протесты, сколько неприятие системы ЕГЭ консервативным преподавательским составом российских вузов. С другой стороны, ЕГЭ настолько прочно вошел в жизнь страны, что удалить его из системы отечественного образования не представляется возможным.

Как заметил «Московский комсомолец», в се самые влиятельные должности в правительстве, разумеется, заняты личными креатурами В.Путина. «Министр мира» С.Лавров и «министр войны» А.Сердюков сохранили свои портфели. Соответственно, никаких содержательных изменений в этих ключевых сферах государственной политики не предвидится.

Особняком в кабинете министров стоит новый старый министр финансов А.Силуанов. Как прекрасно известно всем в элите, это наследник и единомышленник А.Кудрина. Это знак того, что, определяя экономическую политику, ВВП по-прежнему намерен прислушиваться к советам и рекомендациям нашего бывшего министра финансов.

В новом кабинете и сегодня мало женщин. Гендерный фактор, похоже, не слишком волнует руководство страны. В прежнем правительстве их было трое – глава Минздравсоцразвития Т.Голикова, министр экономического развития Э.Набиуллина и министр сельского хозяйства Е.Скрынник. Никто из них в новый кабинет не попал. А сколько было разговоров про то, что Т.Голикова и Э.Набиуллина поменяются местами!

Теперь в правительстве две женщины – вице-премьер по социальным вопросам О.Голодец и министр здравоохранения В.Скворцова. Первая пришла в федеральное правительство из столичного, где работала заместителем мэра С.Собянина. Вместо Минздравсоцразвития образовано два ведомства: Министерство труда и социального развития под руководством М.Топилина и Министерство здравоохранения во главе со В.Скворцовой, которая с июля 2008 года работала заместителем министра здравоохранения и социального развития.

В силовом блоке главная сенсация – долгожданное увольнение министра внутренних дел Р.Нургалиева. На его место назначен глава московской полиции В.Колокольцев. «Политком.ру» напоминает, что В.Колокольцев пришел руководить московской милицией в 2009 году, после одного из самых громких скандалов – расстрела посетителей универсама «Остров» майором Евсюковым. В.Колокольцев имеет противоречивую репутацию. С одной стороны, он, пожалуй, в наибольшей степени продвинулся в процессе выстраивания диалога между правоохранительными органами Москвы и правозащитниками, а также оппозицией. Некогда общественный совет при ГУВД Москвы был весьма действенной площадкой для настоящих дискуссий об акциях протеста, нарушениях прав человека и т.д. Однако постепенно эта работа сворачивалась, из общественного совета вышли все знаковые фигуры, а московская полиция встроилась в общую тенденцию жесткого подхода к оппозиции. Тем не менее, главу управления МВД по Москве можно назвать «продвинутым»: он всегда старался быстро реагировать на инциденты между полицией и оппозицией и делал относительно прогрессивно.

По просьбе СМИ экспресс-оценку новому составу Кабинета министров дал Первый зампред ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ И.Мельников: «Принципиально все понятно: состав Правительства таков, что ожидать серьезных изменений обществу не следует. На всех должностях, где принимаются серьезные социально-экономические решения, остались люди с откровенно либеральным мировоззрением. Ни намека на ориентацию хоть чуть влево, ни шажка в сторону коалиционности».

Но главный вопрос, который волновал до сих пор наблюдателей, состоял в том, позволит ли В.Путину Д.Медведеву сформировать собственный кабинет министров, или он будет в большей степени «путинским»? Судя по нынешним кадровым перестановками, заметил «Политком.ру», было принято решение идти по другому пути: Д.Медведев создал свой кабинет, а В.Путин, вероятнее всего, создаст альтернативное правительство в Кремле.

Трудно сказать, насколько оправдались эти прогнозы. Однако буквально на следующий день после формирования правительства стал известен и состав президентской администрации. Согласно обнародованному пресс-службой Кремля указу В.Путина, руководителем администрации главы государства назначен С.Иванов, который занимал аналогичный пост в последние месяцы президентства Д.Медведева. Секретарем Совета безопасности РФ переназначен Н.Патрушев, его заместителем стал экс-глава МВД Р.Нургалиев. В отличие от всех предыдущих созывов кремлевской администрации, в ее новом составе два первых заместителя руководителя – ими назначены В.Володин и А.Громов. Таким образом, по сравнению с предыдущей кремлевской администрацией у ее руководителя стало на одного заместителя больше. Кроме того, с шести до восьми возросло количество помощников президента, пятеро из них – выходцы из правительства времен премьерства В.Путина.

Л.Брычева сохранила должность помощника главы государства – начальника государственно-правового управления президента РФ, так же, как и К.Чуйченко, возглавляющий контрольное управление президента. Новыми помощниками президента утверждены Ю.Ушаков, а также бывшие главы Минздравсоцразвития Т.Голикова, Минэкономразвития Э.Набиуллина, Минприроды Ю.Трутнев, Минобрнауки А.Фурсенко и Минкомсвязи И.Щеголев. Экс-глава Минтранса И.Левитин назначен советником президента РФ, В.Островенко стал руководителем протокола президента, Д.Калимулин – начальником референтуры президента РФ.

Обращает на себя внимание тот факт, что давний соратник В.Путина И.Сечин, работавший в предыдущем составе правительства вице-премьером по ТЭК, не фигурирует в списке кадровых назначений в кремлевской администрации.

Кадровые назначения бывших министров в администрацию президента говорят о переносе центра принятий решений в Кремль, заявил «Интерфаксу» директор Международного института политической экспертизы Е.Минченко. «Если в комплексе оценивать состав правительства и администрации, то Путин решил идти по консервативному сценарию. Все ключевые фигуры, которые покинули правительство, перекочевали в администрацию президента. Это значит, что никакого изменения курса не планируется», – сказал Е.Минченко, комментируя кадровые назначения в администрации президента. По мнению политолога, «статус должности помощника президента, видимо, будет серьезно повышен», и произойдет перераспределение влияния от правительства к администрации президента. «На новых постах эти люди (бывшие министры правительства) будут заниматься примерно тем же самым, чем и занимались до этого», – резюмировал Е.Минченко.

Владимир Клавдин, политолог