Зоя Матусевич-Лысенко, «Наталия Гайда. Примадонна»
Издательство «Мастацкая лiтаратура», Минск, 2019
Считается, что оперетта, по сравнению с оперой, - жанр значительно более легкомысленный и легковесный. Тут тебе ни душераздирающих личных драм или трагедий, а так… легкая интрижка в основе сюжета, авантюрное приключение либо просто шутка, комедийная история. Однако для артиста путь в этот веселящий и забавляющий зрителя театральный мир порой бывает чрезвычайно сложен – через преодоление всевозможных трудностей и препон, даже несмотря на очевидные врожденные талант и способности.
Но не зря говорят: талантливый свою долю и в море сыщет. Вот так, несколько раз отступая от своей заветной мечты петь со сцены и круто меняя свою судьбу, Народная артистка Беларуси Наталия Гайда всё-таки обрела себя в бурном житейском «море». Вот уже на протяжении более полувека она – та, кого сегодня отождествляют с искусством оперетты в республике, Примадонна Белорусского государственного театра музыкальной комедии, живая легенда музыкального национального искусства. По версии Всемирного биографического Центра в Кембридже в 1997-1998 гг. Наталия Викторовна Гайда была названа Человеком года.
В мае этого года Примадонне исполнилось 80 лет. К юбилею замечательной певицы по заказу Министерства информации Республики Беларусь в издательстве «Мастацкая лiтаратура» в серии «Наш современник» была выпущена её художественная биография. Автор – известный театральный критик Зоя Матусевич-Лысенко, перу которой принадлежит множество публикаций об артистке, до того размещенных в белорусской периодике. В книге же критикесса детально исследует вехи жизненного пути своей героини, начиная с её предков по материнской и отцовской линии. Любопытный факт: один из дедов Натальи Викторовны – Ференц Йохан Гайда, которому она, собственно, и обязана своей фамилией, был по национальности венгр, в годы Первой мировой войны он попал в плен к нашим соотечественникам, да так и остался в России. Вспомним, легендарный композитор Имре Кальман, подаривший человечеству пленительную музыку своих бессмертных оперетт, тоже был мадьярского происхождения. Знак или просто совпадение? Кто знает, но «кальмановские» и Сильва, и Марица в исполнении Наталии Гайда до сих пор в Беларуси по технике исполнения и степени артистического мастерства считаются непревзойденными.
Сегодня невозможно себе представить, что всех её многочисленных лирических героинь, сыгранных за эти годы, - как классических, так и национального репертуара, - попросту могло и не быть, не прояви она в своё время железную волю и целеустремленность, когда совсем было, после окончания Свердловского юридического университета, решила сменить профессию. Хотите знать, как из охранника на военном заводе – при полной амуниции, с оружием наперевес – всё-таки впорхнула, как бабочка из уродливого кокона, прекрасная дива театральной сцены, - читайте книгу «Наталия Гайда. Примадонна». И знайте: в этой жизни нет ничего невозможного, всё нам по силам.