12.12.2019
Этот талантливый художник проиллюстрировал почти всех белорусских классиков – от Якуба Коласа до Владимира Короткевича… Работал он в технике станковой и книжной графики, где, по его собственным словам, «краски вовсе не нужны, все дело в точности».
Для достижения этой цели ему всегда было необходимо «встретиться» с автором: прочесть как можно больше книг, досконально изучить биографию – ведь реальные встречи далеко не всегда были возможны. Скажем, Адам Мицкевич. Когда художник задумал сделать большой графический лист на тему произведений польского поэта, он не только в оригинале прочел его балладу «Свитязь», но и заказал её перевод на белорусский язык ещё одному мэтру национальной литературы - Кондрату Крапиве, с которым очень дружил и даже был связан родственными узами. Единственную детскую книгу Крапивы – «Загадкi дзеда Кандрата» – также украшают рисунки Александровича.
Свой творческий почерк Анатолий Вячеславович сформировал довольно рано. Уже в те годы, когда он подрабатывал в редакциях белорусских журналов и газет, он неустанно экспериментировал с техникой рисунка, нарушая общепринятые каноны соцреализма. И хоть чиновниками от искусства это не приветствовалось, читателей его работы подкупали эмоциональной глубиной и экспрессией. Даже на тему войны, в авторской серии «Великая Отечественная», художник умудрялся говорить с соотечественниками на своем языке – пронзительно-драматичном и невероятно зрелищном.
При жизни, однако, он не удостоился ни одной персональной выставки – просто не считал нужным на это отвлекаться, надеясь, что все ещё впереди, все успеется… Не успел. Первая ретроспектива работ Александровича экспонировалась в начале 2018 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь, когда художника уже не стало. Он ушел в расцвете сил, немного не дожив до своего 65-летия.
И вот теперь к наследию известного книжного графика обратилось и старейшее белорусское издательство, выпустив в свет оригинальный альбом его гравюр и офортов, над оформлением которого потрудились не менее талантливые дизайнеры и полиграфисты. Это первое полное собрание работ «белорусского Рембрандта», как называли его друзья, сопровождаемое комментариями на русском, белорусском и английском языках. 150 страниц, которые рассказывают о жизни и творчестве художника.