Читальный зал. Размещается не для продажи
04.06.2024
Автор: Александр ХОХЛОВ
Фото: spbiiran.ru
«Ленинградская симфония. Партитура памяти»
Презентация изданной под эгидой Петербургской филармонии российским издательством РОССПЭН книги о Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича состоялась в Санкт-Петербурге и в Минске
…9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга отыграл вошедший в историю концерт в Большом зале филармонии – впервые была исполнена симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Исполнение великого музыкального произведения стало жестом необычайного мужества и стойкости духа, который вселил силы и в жителей осажденного врагами Ленинграда, и в защищающих его советских бойцов. Когда играл оркестр в филармонии, пушки фашистов молчали: командующий войсками Ленинградского фронта генерал Леонид Говоров приказал «отыграть» по огневым позициям немцев и их союзников «симфонию» под кодовым наименованием «Шквал». Все 80 минут, пока шло исполнение симфонии Шостаковича, вражеские снаряды и бомбы в городе не взрывались, потому что, по приказу Говорова, наши артиллеристы все это время вели по противнику непрерывный огонь. Три тысячи крупнокалиберных снарядов были выпущены из дальнобойных орудий по заранее разведанным целям – артиллерийским позициям, штабам и аэродромам врага. Советские пушки заставили на время замолчать пушки фашистов, и симфонию №7 транслировали не только по радио, но и через все громкоговорители на улицах и площадях города на Неве. Монументальное и жизнеутверждающее произведение Дмитрия Шостаковича услышали все жители Ленинграда…
Включенные в монографию доктора исторических наук Юлии Кантор неизвестные документы из российских федеральных, региональных и ведомственных архивов, а также музейных фондов, позволяют существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», Работа позволяет как специалистам, так и всем, кто интересуется социальной историей Великой Отечественной войны, узнать неизвестные сюжеты, связанные с подготовкой премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в СССР и за рубежом, а также – с ее общественно-политическим эффектом в годы Второй мировой войны.
Выступая перед студентами, преподавателями и сотрудниками в Минском государственном лингвистическом университете, Юлия Кантор подчеркнула:
– Молодежь должна знать историю. Это то, что связывает поколения. Историю обязательно нужно изучать во всей ее полноте, это принципиально важно для создания единого информационного пространства исторической памяти.
Книга «Ленинградская симфония. Партитура памяти» – первое целостное повествование об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Великой Отечественной войны. Один из ключевых сюжетов книги – легендарная блокадная премьера симфонии в осажденном фашистскими войсками Ленинграде. Монография Юлии Кантор заполняет лакуну в истории советской музыки и в социально-политической истории военных лет. История создания «Ленинградской» симфонии Шостаковича вписана яркими штрихами в культурную память поколений, однако до сих пор имела большое количество «темных пятен». Парадоксально, но факт: за 80 с лишним лет, прошедших с премьеры, многие детали подготовки и исполнения были неизвестны или мифологизированы, как не вполне были изучены и «география» и «календарь» исполнений. В тени внимания исследователей оставались и так называемые привходящие обстоятельства – блокадные будни ленинградского оркестра и проблемы прибывших в эвакуацию музыкантов.
Используемые в изданной в 2024 году книге «Ленинградская симфония. Партитура памяти» неизвестные прежде документы из различных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и других), а также музейных фондов (ГМИ СПб, Музея музыкального и театрального искусства, Музея политической истории России и других), позволяют существенно дополнить знания о знаменитой симфонии Дмитрия Шостаковича.