Наверх

04.11.2015

Игорь Пермяков: Учитель - это всё. На всех уровнях

Встреча с начальником центрального архива Министерства обороны РФ, полковником запаса Игорем Пермяковым состоялась в рамках объединенного экспертно-медийного мероприятия, приуроченного к финалу конкурса на лучший урок по истории Великой Отечественной войны «Уроки войны и история общей победы»

Встреча с начальником центрального архива Министерства обороны РФ, полковником запаса Игорем Пермяковым состоялась в рамках объединенного экспертно-медийного мероприятия, приуроченного к финалу конкурса на лучший урок по истории Великой Отечественной войны «Уроки войны и история общей победы», организованному Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня». Финалистам конкурса были представлены материалы по истории Великой Отечественной войны, а также отрывки из информационного бюллетеня о немецком лагере смерти Освенцим (Аушвиц).

Начался урок. В центре внимания – Игорь Пермяков, начальник центрального архива Министерства обороны РФ. На встрече с финалистами конкурса учителей истории он будто бы сам взял на себя роль учителя. Подлинные документы, статистика, фотографии героев Великой Отечественной войны и военной техники, представленные в специально подготовленной презентации, не объединялись событийно, но оказались тематически связанными стремлением говорить об истории увлекательно, достоверно и показывать тот документальный материал, который содержится в архиве, как можно большему кругу общественности.

Игорь Пермяков: «Мы всё время с вами бьём по хвостам. Нас заставляют оправдываться, нас заставляют говорить, что нет, это было не так, это было по-другому, нет, это было совсем не так или немножко не так. Наверное, эта позиция не совсем правильная. Необходимо знать, понимать и рассказывать именно те факты, которые есть у нас, которыми мы с вами обладаем, которые документально зафиксированы и против которых никто не может сказать, что это неправда».

Прежде всего Игорь Альбертович призвал коллег обратить внимание на материалы, которые представлены в электронных ресурсах. К таким ресурсам относятся сайт «Подвиг народа», а также сайт центрального архива Министерства обороны, где собраны электронные коллекции по наиболее интересным этапам боевых действий, приуроченных к тому или иному временному показателю. По словам Игоря Пермякова, подобные электронные ресурсы являются «достаточно хорошим подспорьем для того, чтобы интересно проанализировать ту или иную ситуацию, для итого, чтобы заинтересовать людей - не только учителей истории, но и учеников».

«Сейчас мы готовимся к следующей презентации архивных документов в электронном виде, она называется «Память народа». Мы оцифровываем и переводим в электронный вид документы боевых действий, соединений, фронтов, армий, полков, дивизий, привязываем их к картам, в том числе и к современным. И надеемся, что в ближайшее время этот ресурс появится в интернете».

Прекрасный пример умелого оперирования архивными документами был представлен Игорем Пермяковым во второй части выступления. Непосредственное «погружение» гостей-учеников в историческую достоверность началось с рассказа о национальных формированиях времен Великой Отечественной войны, а также с презентации рассекреченных архивных документов по вооружению и военной технике.

Игорь Пермяков: «Для того, чтобы заинтересовать молодое поколение, надо говорить о том, что воевали все национальности, что мы вместе защищались и боролись против фашизма. Также следует обращать внимание на те моменты и нюансы, которые тесно связаны с Великой Отечественной войной».

В презентации была представлена малая толика того, что можно найти в архивах Министерства обороны РФ и что по-настоящему будет интересно различному контингенту слушателей: проекты оружия, стреляющего из-за угла, бронетанковой техники, являющейся прототипом современных военных машин, информация о национальном составе Красной армии.

Когда интерактивная часть выступления подошла к концу, Игорь Альбертович объявил о том, что собирается зачитать весьма противоречивые документы: отрывки из информационного бюллетеня политического управления 1-го Украинского фронта о немецком лагере смерти Освенцим (Аушвиц).

«У нас были прения – обнародовать эти документы или не обнародовать. Я всё время об этом говорю, потому что часть нашего коллектива говорила, что это показывать нельзя, что это пособие для садистов. Но мы всё-таки приняли решение обнародовать эти документы, они не секретные, просто их надо было подобрать, сформировать, и никто, кроме сотрудников архива, лучше сделать это не может. И моя глубокая позиция заключается в том, что зачитать эти документы я должен».

Никто не спросил – почему. Наступила тишина. Закрионированная словами история ожила и вновь застыла, как только прошли свой путь к безмолвию слова людей, говоривших об Освенциме. Возможно, мастерство учителя истории заключается именно в том, чтобы, говоря об объективно отрицательном историческом опыте в виде факта, любую выразительную подробность не опустить до уровня лёгкого проходящего эмоционального воздействия, но представить её так, чтобы в глубине души ученик понял, зачем эта подробность в принципе была нужна.

Игорь Пермяков: «Без учителя, который знает, чему учить, который знает, как учить, который знает, как правильно заинтересовать ученика, не вырастут настоящие патриоты своей Родины, не вырастут люди, которые хотят знать о своих предках, которые хотят не только смотреть фильмы и играть в игры, но и строить дальнейшее общество. Поэтому учитель - это всё. На всех уровнях».

Так закончилась встреча с финалистами конкурса учителей истории, так Игорь Альбертович закончил свой урок.

Валерий Чумаков