Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

18.04.2017

Стражи истории: что могут рассказать улицы и здания Москвы и Минска

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест.

Изучать прошлое своей родины можно не столько по учебникам, сколько по сохранившимся памятникам истории, которыми богата каждая из стран. Объекты всемирного культурного наследия в большинстве своем  поддерживаются в хорошем состоянии, так как находятся под охраной государства и надзором соответствующих органов. Однако ежегодно с лица земли исчезают сотни старинных зданий и иных раритетных построек и сооружений, многие из которых являются подлинными шедеврами. Напомнить о том, что наследие предков нуждается в постоянной заботе и внимании, призван установленный ЮНЕСКО в 1983 году праздник - Международный день памятников  исторических мест.

В России и Беларуси существуют культурные объекты, ставшие визитной карточкой каждой из стран, - Красная площадь в Москве, Верхний город – в Минске... Наша подборка расскажет вам о нескольких исторических памятниках российской и белорусской столиц, может, не таких популярных, зато охватывающих разные эпохи и столетия.

МОСКВА

Средние века. Лобное место

Это небольшое округлое возвышение с каменной оградой на Красной площади.  В далеком прошлом использовалось царями и другими высокопоставленными лицами для оглашения указов или провозглашения торжественных речей о время праздничных мероприятий.

Происхождение названия «лобное» до сих пор до конца так и не выяснено. По одной из версий оно связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности назывались «рубить лбы» или «складывать лбы». Впервые оно упоминается в рукописи от 1549 года. Но, следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Здесь дважды в год государь представлял народу своего наследника – до тех пор, пока тот не достигал совершеннолетия. Здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и подписании мирного соглашения. Около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра Первого, а у ступенек лежало тело Лжедмитрия.

Вплоть до Октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. В 1919 году на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции). В 1942 году возле Лобного места дезертир Дмитриев, приняв машину Микояна за автомобиль Сталина, обстрелял её из винтовки. В 1968 г. здесь проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии.

На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади – охраняется государством.


XVII век. Церковь Троицы в Никитниках 

Один из самых известных архитектурных образцов эпохи церковного раскола XVII века, церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниковом переулке, 3, была построена в 1631-1653 гг. на средства и по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшего деревянного храма Никиты Мученика на Глинищах. Здание было украшено специально формованным кирпичом и обилием декоративных деталей. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

Церковь Троицы - замечательный памятник древнерусской архитектуры в стиле «русского узорочья», ставший потом образцом для строительства многих московских храмов. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы. Хорошо сохранившиеся многоцветные росписи храма со множеством бытовых деталей были выполнены кремлевскими мастерами – знаменитым изографом Симоном Ушаковым и его помощниками – Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым. Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Фрески мастера покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В церкви находится сразу несколько православных святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Благовещение с акафистом», «Богоматерь Владимирская».

В 1920 году храм был закрыт, в нем разместился филиал Государственного исторического музея.  В 1923 году в церкви был открыт музей Симона Ушакова.

В настоящее время в храме возобновлены службы.


XVIII век. Усадьба Голицыных. Влахернское-Кузьминки

Всего 150 лет назад её называли «русским Версалем». История усадьбы Голицыных в Кузьминках тесно переплетена с судьбами известных семей русской знати. Сюда приезжали особы царских кровей – Петр I, Александр II, Николай I. На праздничных мероприятиях здесь частенько бывали полководцы и иностранные послы.

Усадьба в Кузьминках – единственная в Москве, где сохранен практически весь комплекс построек – господский дом с флигелями, конный и скотные дворы, церковь и многое другое. На территории обширного парка расположены скульптуры всемирно известного Петра Клодта – копии коней с петербургского Аничкова моста. Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское – Кузьминки до сих пор считается самой большой и красивой из тех, что расположены в черте Москвы. Она обрела свою популярность в XVIII веке. Её хозяевами были бароны Строгановы и князья Голицыны.

До наших дней усадьба дожила практически в первозданном виде. Все её красоты – парки, архитектурные ансамбли, пруды можно осмотреть пешком в сопровождении гида или на велосипеде.


XIX век. Провиантские склады

Комплекс зданий в стиле ампир по адресу Зубовский бульвар, 2 – одно из немногих крупных московских общественных сооружений первой половины XIX века, почти целиком сохранившихся.  Он был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства. В качестве образца постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный известным архитектором Стасовым.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинакового стиля, двухэтажные, с лаконичным оформлением фасадов. Парадный въезд на территорию складов расположен со стороны Остоженки. Ансамбль дополняет одноэтажный корпус во дворе – здание кордегардии. Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 года они перешли в ведение Красной Армии. В 30-е годы здесь были военные гаражи. В настоящее время архитектурный комплекс является зданием музейного объединения «Музей истории Москвы».


XX век. Дом-музей Мельниковых

Константин Степанович Мельников – русский и советский архитектор, один из лидеров направления авангарда в отечественной архитектуре. К 100-летию со дня его рождения ЮНЕСКО объявила 1990-й год годом Константина Мельникова. Государственный музей Константина и Виктора Мельникова учрежден приказом Министерства культуры в феврале 2014 года. Среди экспонатов музея – архивы Мельниковых, сына и отца, а также дом, спроектированный и построенный самим Мельниковым в 1927-1929 годах в Москве по адресу: Кривоарбатский переулок, 10. Это одно из самых необычных сооружений в столице, а, может, и во всей России, в свое время вызывавшее массу негативных эмоций, сегодня является объектом культурного наследия федерального значения. Говорят, что оно на языке архитектуры выражает те изменения, которые происходили в обществе в начале XX века. Здание представляет собой две сцепленных цилиндрических башни и построено по принципу восхождения от земных дел и желаний к «высшим материям» - творчеству.

В рамках разрабатываемой экскурсионной программы посетители музея смогут посетить все внутренние помещения чудо-дома, включая мастерскую и террасу. Однако многое из творческого наследия Мельниковых, в том числе и дом, сегодня требует реставрации.


МИНСК

Средние века. Минская городская ратуша

Главное украшение площади Свободы в Минске, своеобразный символ исторической памяти минчан – это городская ратуша.

Здание, разрушенное в первой половине  XIX века, было восстановлено в 2002-2004 годах, а начиналось всё в 1499 году, с момента получения городом Магдебурского права. Здесь заседал орган городского самоуправления - магистрат, располагались суд и архив, хранились герб и печать. Ратуша являлась центром хозяйственно-экономической и культурной жизни Минска. Её двери были открыты для простых горожан, каждый из которых мог обратиться за помощью к членам магистрата. На площади у здания ратуши велась торговля, проходили все городские праздники и популярные в эпоху Средневековья батлеечные спектакли.

В период нахождения белорусских земель в составе Российской империи, когда функции магистрата были упразднены, в ратуше располагались полиция, гауптвахта, а также музыкальная школа и театр.

Сегодня Минская городская ратуша создает свою новую историю. С каждым годом её площадка становится всё более вовлеченной в культурную жизнь белорусской столицы. Здесь проходят важные для города и страны торжественные мероприятия, чествования лауреатов звания «Минчанин года», концерты лучших творческих коллективов Беларуси.  А в 2012 году, с открытием летней туристической программы «Верхний город», у минчан и гостей столицы появилась возможность посетить городскую ратушу. В ходе экскурсии можно познакомиться не только с историей здания, но и с основными этапами развития Минска от XI века до наших дней.


XVII- XVIII век Собор Пресвятой Девы Марии

В 1700-1710 гг. на территории Верхнего города монахами Общества Иисуса был построен католический костел, который стал главным элементом формировавшегося на протяжении нескольких веков  ансамбля иезуитского коллегиума. Это, по сути, был опорный пункт иезуитов в Минске. Трудно переоценить в те времена влияние, которое они  оказывали на развитие науки, образования и культуры в Европе. Орден открывал школы, где преподавались математика, физика, этика и прочие предметы.

Собор  являлся образцом виленского барокко, его отличало богатое внутреннее убранство, где были размешены фигуры 12-ти апостолов, искусно выполненные из дерева. Иезуитский костел многие годы был самым высоким зданием Минска. 

К концу XVIII века в Европе на иезуитов начались гонения, орден на какое-то время был упразднен, и минский храм стал приходской церковью. В 1798 году был создан Минский диоцез – католический округ в ведении епископа, и костел, освященный в честь имени Девы Марии, получил статус кафедрального собора.

Храм посещали Петр I, Карл XII, Николай II, гетман Мазепа, маршал Франции Даву… Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, в 1951 году его закрыли с тем, чтобы изменить до неузнаваемости: две соборные башни снесли, а фасад перекроили, приспособив здание под помещение для спортивного общества «Спартак».  К 2000-му году собор не только восстановил свой первоначальный вид, но и был возвращен верующим.

В настоящий момент Архикафедральный собор Святого Имени Пресвятой Девы Марии является главным католическим храмом Беларуси.


XIX век. Дома Троицкого предместья

Расположенное на берегу реки Свислочь Троицкое предместье является историческим центром Минска. Вымощенные брусчатой улочки, уютные дома с черепичными крышами, кованные украшения фасадов… Всё это без труда заставит вашу фантазию переместиться на пару веков назад.

На самом деле прошлое этого района исчисляется несколькими столетиями – недаром его называли «старым», но от свидетельств древней эпохи в достояние потомкам осталось немногое. В 1809 году страшный пожар уничтожил все деревянные строения Троицкого предместья. Остались лишь небольшие участки в районе Троицкой набережной, улиц Богдановича, Сторожевой и Старовиленской. Так что архитектурной планировке района, которая сохранилась до наших дней, жители города обязаны плану восстановления предместья, разработанному при Александре I.

Сегодня некоторые из зданий, расположенные в Троицком предместье, согласно решению Министерства культуры республики Беларусь занесены в список историко-культурных ценностей столицы. Охранный статус присвоен комплексу из 24 сооружений XIX-XX вв., что находятся в главном прямоугольном квартале. Самое сохранившееся из всех оригинальных зданий этого района – современный «Дом природы» на ул. Богдановича, 9а. Старинными являются и корпус бывшего Троицкого монастыря базилианок, Дом инвалидов, богадельня и хозяйственная постройка. К старым зданиям относится также дом Видгорчика (Троицкая набережная, 6а),  в котором в 1890-1891 гг. снимал комнату Доминик Луцевич – отец Янки Купалы,  дом Пинсуховча, где в свое время размещались казармы Серпуховского полка и другие строения.


XX век. Памятник Марату Казею

Объектом многих туров в Минске, связанных с военно-патриотической тематикой, является памятник Марату Казею, 14-летнему мальчику, геройски погибшему от рук немецко-фашистских захватчиков. Возведенный в 1959 году в самом центре Минска по проекту скульптора Сергея Селиханова и архитектора Виктора Волчека,  в советское время он был особенно известен. К его подножию возлагали венки, возле него на торжественных линейках принимали в пионеры и читали вдохновенные стихи. Сейчас здесь не так многолюдно, но цветы у ног юного героя можно видеть всегда.

Будучи ещё школьником, Марат Казей в годы Великой Отечественной вместе с сестрой ушел в партизаны. Это произошло после того, как фашисты в 1942-м за связь с подпольем повесили его мать… Вскоре он стал в отряде разведчиком. 11 мая 1944 года у деревни Хоромицкие под Минском Марат попал во вражескую засаду. Он отстреливался до последнего. А когда патроны закончились, с гранатой в руке шагнул в толпу фашистов, окруживших его плотным кольцом.

В 1965 году Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме памятника, в Минске память юного партизана увековечена в его родной деревне Станьково, где действует музей Марата Казея, его именем также названа школа. 


Новейшая история. Памятник Франциску Скорине

В августе 2005 года у здания Национальной библиотеке, самого по себе являющегося выдающимся архитектурным памятником, появилось шестиметровое бронзовое изваяние белорусского первопечатника Франциска Скорины. На сегодня это один из самых узнаваемых памятников  белорусской столицы. Стоящий на высоком постаменте из гранита, ученый внимательно смотрит на город, а его поднятые руки как бы благословляют его жителей. На постамент помещены барельефные изображения видов городов  - белорусского Полоцка, чешской Праги, итальянкой Падуи, сыгравших в деятельности Скорины наиболее заметную роль.

Идея увековечить первопечатника реализовывалась более 15 лет. На конкурсе по созданию памятника, объявленном ещё в 1989 году, победил скульптор Алесь Дранец. Отлит бронзовый Скорина был в конце 1990-х, а установлен и того позже - из-за разногласий по поводу выбора места для памятника. Многие видные минчане – деятели культуры, скульпторы и архитекторы выступали за установление монумента на проспекте Скорины. Но с переименованием проспекта исчезала топонимическая привязка такого решения. Наконец, по окончанию строительства Национальной библиотеки, правительством было утверждено место для установки.


Это, впрочем, не единственный памятник просветителю в Минске. Во внутреннем дворике Белорусского государственного университета наряду с другими историческими деятелями есть также Франциск Скорина. У студентов перед экзаменами, дабы не схватить «неуд» есть обычай дотронуться до ученого. Возможно, и монумент на проспекте Независимости также обрастет своими традициями. Тем более, что нынешний год юбилейный – исполняется 500 лет с момента издания Франциском Скориной Библии в белорусской редакции.

Полина Русак