Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

09.08.2017

Усадьба Абрамцево: где искали вдохновение писатели и художники

11 августа 1920 года в бывшем имении знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова открылся музей.

Абрамцево можно без преувеличения назвать самым художественным местом Подмосковья. Дважды на протяжении позапрошлого столетия это имение становилось центром русской культурной жизни. В середине XIX века в Абрамцево собирался весь цвет русской литературы, подолгу гостили Иван Тургенев, Федор Тютчев, а в здешней гостиной Николай Гоголь читал друзьям отрывки из «Мертвых душ». Не меньшее значение имела усадьба и для мира живописи. Здесь побывали почти все известные русские художники рубежа XIX-XX веков. Именно в Абрамцево рождались шедевры, которые сегодня украшают крупнейшие мировые музеи - «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Аленушка» и «Богатыри» Виктора Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова и многие другие. Но интересны не только произведения, на которые мастеров вдохновили местные красоты. Сам облик усадьбы тоже создавался руками выдающихся людей своего времени, и результат их труда и таланта мы можем увидеть сегодня воочию. Музей в Абрамцево открылся 11 августа 1920 года, и с тех пор он по праву считается одним из самых необычных и интересных загородных собраний Подмосковья.

Абрамцево и литература

Славная история Абрамцево связана с именами двух владельцев. И начинается она с Сергея Аксакова – представителя старинного, но небогатого дворянского рода. Подмосковную усадьбу он купил в 1843 году и, уже будучи «свободным человеком» после увольнения с государственной службы, посвятил себя семейным и хозяйственным занятиям на лоне природы. Отдохнуть от суеты в Абрамцево приезжали друзья хозяина – писатели Тургенев, Тютчев, Загоскин, публицист Погодин, актер Щепкин. С Гоголем семья Аксаковых была очень дружна, у автора «Мертвых душ» в абрамцевском доме была своя комната, в которой тот всегда останавливался. Кстати, по воспоминаниям современников, именно Гоголь раскрыл как писателя и самого Аксакова. Критики высоко отзывались о владельце Абрамцево как о представителе реалистической прозы. Самой значительной его работой стала мемуарная трилогия («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания»). Но современный читатель легко вспомнит имя Аксакова по другому поводу. Во втором томе автобиографии, в «Детских годах Багрова-внука», есть приложение под названием «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». История, которая задумывалась всего лишь как глава большой книги, получила самостоятельную жизнь, ушла в народ и сегодня считается самым  издаваемым произведением автора.


Абрамцево и живопись

После смерти Сергея Аксакова, а потом и его сына Константина, Абрамцево несколько лет пребывало в запустении и тихо ветшало. Возрождение усадьбы началось в 1870-м. В этом году имение покупает крупный промышленник и меценат Савва Мамонтов, и слава Абрамцево как центра культурной жизни приобретает новый виток. Тут тоже сыграла роль личность владельца. Хваткий предприниматель по профессии, в душе «неистовый Савва» был художник. Он показал себя весьма неплохим скульптором, учился рисунку в Риме. Отсюда и окружение - Мамонтова называли «московским Медичи» и «творцом художественной среды».  Промышленнику было неинтересно коллекционировать предметы искусства, его цель была в том, чтобы продвигать таланты. Именно благодаря его поддержке могли работать и создавать свои картины Врубель, Серов, Коровин. Его близким другом был Илья Репин, а для семьи Поленовых в усадьбе даже построили специальный домик. В Абрамцево Мамонтов сформировал настоящий художественный кружок, который положил начало нового неорусского стиля в культуре страны.


Но успешного дельца Савву Мамонтова ждал жестокий удар – его обвинили в крупных финансовых злоупотреблениях. Дело дошло до суда, и несколько месяцев когда-то влиятельный меценат провел в тюрьме. В итоге Мамонтов был оправдан, но почти все его имущество пошло с молотка за долги. Абрамцево удалось сохранить только потому, что усадьба была оформлена на супругу промышленника. После революции имение было национализировано, но не разграблено. В нем открылся музей, первой хранительницей которого стала дочь Саввы Александра.

Что посмотреть в Абрамцево

Главный дом. Самое старое здание усадьбы было построено еще до Аксаковых, в конце XVIII века. При этом последние владельцы имения, Мамонтовы, память своих предшественников уважали и посвятили семье Аксаковых целую экспозицию из принадлежащих им вещей. Кроме нее, сейчас в главном здании можно увидеть собрание живописи Абрамацевского художественного кружка, причем большинство произведений – авторские подлинники.

Церковь Спаса. Наверное, самая необычная православная церковь, которая вам когда-либо встречалась. Строили ее сами художники в 1881 году по проекту Поленова и Васнецова. Образа для иконостаса писали Репин, те же Поленов и Васнецов, а изразцовую печь создавал Врубель. Даже сам Савва Мамонтов тоже принимал участие в работах, высекал по камню. Кстати, рядом с церковью и похоронены члены семьи мецената – дочь Вера (та самая «Девочка с персиками» с картины Серова), супруга владельца Елизавета Григорьевна, да и сам хозяин усадьбы.

«Избушка на курьих ножках». Эта сказочная беседка построена по эскизу Виктора Васнецова. Украшена стилизованными изображениями совы и летучей мыши, стиль – русский модерн.


«Скамья Врубеля». Абрамцевский кружок, кроме создания произведений живописи, много времени посвятил возрождению старинного промысла изготовления майолики - изделий из цветной глины, покрытых глазурью. В усадьбе даже устроили  мастерскую керамики. Немало работал в этом направлении Михаил Врубель. По его эскизу сделана и скамейка в абрамцевском парке, украшенная майоликовыми плитками.

Коллекция русского народного искусства. Она хранится в здании, бывшем во времена Мамонтовых кухней, и состоит из предметов старины, собранных по окрестным деревням художниками-участниками Абрамцевского кружка. Здесь можно увидеть расписанную в народных традициях мебель, посуду, предметы крестьянского быта, архитектурную резьбу.

Как добраться

Усадьба Абрамцево расположена на берегу реки Вори, в 60 км от Москвы в Сергиево-Посадском районе, точный адрес - городское поселение Хотьково, cело Абрамцево, улица Музейная, 1. Доехать можно на электричке с Ярославского вокзала в сторону Сергиева Посада или Александрова. На машине нужно двигаться по Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее на Хотьково и до поворота на Абрамцево.


КСТАТИ

Усадьба «Здравнево» под Витебском станет центром притяжения молодых художников

Не только красоты Абрамцево вдохновляли одного из представителей мамонтовского кружка Илью Репина на создание своих полотен.  В 1892 году художник приобрел под Витебском имение Здравнево и регулярно приезжал туда в  течение десяти летних сезонов. Здесь мастер создал более сорока работ, включая портрет своей дочери Веры «Осенний букет», а также картины «Лунная ночь», «Портрет сына художника», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца» и другие. В Здравнево после революции переехала младшая дочь Репина Татьяна, жила здесь вплоть до 1930 года и даже преподавала в местной школе.

Сегодня в имении Репина расположен музейный комплекс, который находится под опекой Союзного государства России и Беларуси. В экспозиции можно увидеть предметы быта, принадлежащие семье живописца, другие старинные вещи, репродукции картин. Сохранилась липовая аллея, посаженная руками Репина.

Каждый год на территории имения проходят плэнеры российских и белорусских молодых художников. В июле этого года в дни проведения фестиваля «Славянский базар» усадьбу посетил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Во время этого визита Госсекретарь выразил уверенность, что Здравнево обязательно должно стать местом притяжения для людей искусства и молодежи.

Александра Егорова