Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

07.11.2018

Топ-20 самых неожиданных памятников России и Беларуси

Продолжаем рассказывать о необычных памятниках, установленных в различное время на территории Союзного государства.

О некоторых мы уже  рассказывали. Но их число, разумеется, больше, чем способна вместить одна публикация, к тому же - с тех пор появились новые городские и сельские шедевры. А есть и старинные памятники архитектуры, достойные упоминания.

Статуя Христа в Удельной

Если ехать  от московской платформы «Выхино», то минут через двадцать с левой стороны электрички возле станции «Удельная» возникает, к тихому восторгу пассажиров, разноцветный «пряничный терем»: удивительной красоты бревенчатый храм. Это –  Троицкая церковь, ни разу не закрывавшаяся с момента своего первого богослужения в 1897 году. Построил ее русско-австрийский архитектор Семен Айбушиц. Среди искусствоведов церковь известна главным образом тем, что в ее дворе находится скульптурное изображение Иисуса Христа работы Марка Антокольского. Спаситель простирает руки, будто собираясь обнять любого, кто обратится к нему за помощью. Внизу мраморной ниши, где установлена статуя, выгравировано евангельское изречение: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». Это – одно из немногочисленных скульптурных изваяний Иисуса в приходах РПЦ, поскольку объемные святые изображения – не в традиции русского православия. 

И уж, конечно, работа Антокольского старше по возрасту, чем всемирно известные статуи Христа в Бразилии, Португалии, Польше, Анголе, Индонезии, Боливии, Вьетнаме, Италии. Все они установлены в XX-XXI веках. Работе великого российского скульптора в нынешнем году исполнилось 130 лет.
1.jpg

А история создания памятника Спасителю такова. В 1888 году в подмосковном поселке Раменское умер директор-совладелец местной ткацкой фабрики Федор Михайлович Дмитриев. Рабочие боготворили своего начальника: он был заботлив и добр, постоянно расширял социальные программы, не наказывал за провинности. О Дмитриеве так и говорили: святой человек. После его смерти рабочие скинулись и заказали Марку Антокольскому скульптуру, способную по достоинству увековечить память директора. И Марк Матвеевич, не раз обращавшийся в своем творчестве к личности Христа, решил, что памятник Спасителю как нельзя лучше подойдет для собирательного образа милосердия, которым так отличался покойный фабрикант. 

Бронзовую скульптуру  установили возле центрального храма в Раменском. А в 30-е годы, во время гонений на церковь и священнослужителей, возникла угроза уничтожения этого памятника, и представители местной интеллигенции заблаговременно перевезли скульптуру на хранение в закрытый для богослужений Донской монастырь, где тогда располагался  Музей архитектуры. Мраморную нишу (сень) переместили, «от греха», во двор Троицкой церкви в Удельной. 

В 1988 году, на столетие со дня смерти Федора Дмитриева, прихожане на свои средства заказали точную копию скульптуры Антокольского. Она-то ныне и помещена в старинной сени во дворе храма. А подлинник фигуры Христа находится в Музее имени Щусева на Воздвиженке. И едут в Удельную не только туристы, желающие увидеть бревенчатую церковь необыкновенной красоты с уникальной скульптурой во дворе, но и паломники, искренне верящие в то, что Христос  примет их в свои объятия.   

Монумент  Михаила-Архангела в Сочи

Архистратиг Божий Михаил издавна почитается жителями Сочи как небесный покровитель города. Дело в том, что главный православный храм в этих краях, возвышающийся над портом, носит имя воинственного архангела. В 1864-м году  Михайловскую церковь назвали так  по указанию наместника Кавказа, великого князя Михаила Николаевича, младшего сына императора Николая I.

Двадцатиметровую железобетонную колонну на 5-метровом постаменте из красного гранита с венчающей сооружение бронзовой фигурой Архангела Михаила установили на Курортном проспекте 10 мая 2006 года. А предысторию рассказал журналистам сам скульптор, Владимир Зеленко.
3.jpg

По его словам, однажды вечером он вышел после богослужения из Михайловского собора и вдруг… буквально увидел перед собой  колонну с образом святого архангела. Тут же принялся за эскиз, из которого родился макет будущей скульптуры. Строгие критики, а затем и городское начальство одобрили идею. Подключился архитектор проекта Сергей Сухоруков. А изготавливалась 7-метровая фигура в Беларуси, на предприятии «Отменное литье». Зеленко говорит, что цех в Минске предварительно освятили, и работа закипела. Несмотря на все трудности, с помощью белорусских мастеров работа была закончена за три месяца. «Я думаю, что это все-таки не наших рук дело, - рассуждает скульптор. – Это сверху все».

Ну, а туристы, глядя снизу на грандиозное архитектурное сооружение, не верят, что памятнику всего-то 12 лет: настолько органично вписался он в городской ландшафт. Да и сами сочинцы уже привыкли, что колонна с фигурой Михаила-Архангела – бесспорная эмблема города, его символ, его духовный оберег. 

Памятник Архангелу Михаилу в Минске 

В самом Минске, где рождалась бронзовая скульптура святого Михаила для  Сочи, тоже есть ему памятник. Ведь Архангел Михаил - исторически покровитель Беларуси. Народу Синеокой во все века приходилось много сражаться за свою свободу и веру христианскую, поэтому и почитаем в каждой семье этот святой.

Памятник установлен в самом центре белорусской столицы, возле костела святых Симеона и Елены, на десять лет раньше сочинского монумента – в 1996 году. Бронзовая скульптурная композиция изображает Архангела Михаила, пронзающего копьем поверженного крылатого змея. Она установлена на невысоком гранитном пьедестале с надписью на белорусском языке: «Защитникам Бога, Веры и христианства». Автор памятника - прославленный белорусский скульптор Игорь Голубев.  
2.jpg

«Петербургский ангел»

Среди множества старинных и современных памятников Санкт-Петербурга один вызывает особое умиление и грусть - как у коренных питерцев, так и у туристов или командированных. Это – памятник «Петербургскому ангелу» в Измайловском саду. Перед нами в бронзе – образ пожилого интеллигента с зонтом-тростью и раскрытой книгой в руках, в очечках и с покорно склоненной головой. Он мирно сидит на лавке, никого не задевает… Это – один из тех, кому можно безнаказанно хамить в транспорте и магазине, кто садится в театре на самые дешевые места, кто стеснительно уступает дорогу прущему напролом «молодняку». Он, петербургский ангел, вытерпит все. Как вытерпел блокаду, репрессии, как вынес на своих плечах восстановление разрушенного войной города, пережил унижения на службе и в быту. 

А за спиной беззащитного с виду интеллигента автор скульптуры Роман Шустров изобразил крылышки: знак неизбежной победы культуры над невежеством, веры – над безверьем, терпения и смирения – над тупостью и наглостью.   

Памятник беременной женщине

В Минске немало памятников, посвященных ангелочкам наших будней - прекрасным девушкам Синеокой. Это и бронзовая скульптура юной особы в «супер-мини» под «сквозным» зонтиком, и памятник сексапильной студентке, сидящей с яблоком и озорно поглядывающей на прохожих, памятник Незнакомке («Минчанка»), сидящей нога на ногу, с задравшимся чуть не до пояса платьем. Есть и другие соблазнительные фигуры, всех не перечислишь. Манят, интригуют, насмехаются… Ну, а на улице Орловской скульптурная композиция изображает молоденькую беременную женщину, у ее ног стоит на коленях отец будущего ребенка и силится услышать биение малыша в утробе матери. Счастливый, желанный исход заигрываний и кокетства для всех тех, кого представляют вышеперечисленные статуи, не так ли?
4.jpg

Памятник установлен у минского Центра «Мать и дитя». Справедливости ради, добавим, что подобные скульптуры за последнее время появились в самых разных концах света: Лондоне, Монако, Тюмени, Томске, Зеленограде. И везде возле них с удовольствием фотографируются будущие и уже состоявшиеся родители. 

«Аккуратный почтальон»

Еще один замечательный бронзовый памятник в белорусской столице запечатлел образ почтальона. Он установлен в 2005 году на улице Богдана Хмельницкого, возле кинотеатра «Октябрь». Люди поколения «икс» и те, кто старше, хорошо помнят шутливого персонажа по имени Харитоша - аккуратного почтальона из фильма «Трактористы» (1939). И его милую песенку: «Еду, еду, еду, еду, / еду, письма раздаю. / Не сходя с велосипеда, / Я с улыбкой всем пою: / Не скучайте, получайте, кто заждался, кто влюблен. / Письма нежные, родные, деловые, заказные / Всем вручает Харитоша, аккуратный почтальон».

Похоже, авторский коллектив белорусских скульпторов – Владимир Жбанов, Евгений Колчев и Юрий Градов – ориентировались на этот художественный образ. Вот он, классический почтальон: сумка через плечо, форменная фуражка, а, главное – вседорожный велосипед.    
1.jpg

Этот почтальон (по-белорусски «паштак») настолько любим и популярен среди минчан, что появилась городская легенда: у того, кто хотя бы присядет на велик позади «Харитоши», сбудутся даже самые сокровенные желания… Наверное, и впрямь сбываются, коли желающих присесть не убывает. 

А в России увековечен почтальон Печкин из произведений Эдуарда Успенского– памятники ему стоят в Нижнем Новгороде, подмосковных Раменском и Луховицах.

Памятник «Кормильцу»

В подмосковных Луховицах с 2007 года стоит  памятник, который можно, пожалуй, назвать «градообразующим»: Огурцу-Кормильцу. Двухметровый овощ высится на въезде в город со стороны Москвы по Новорязанскому шоссе на пересечении с улицей Пушкина. Почему же монумент – градообразующий? Испокон веков луховичане везли свои огурчики на рынки первопрестольной, а кое-кто – и в Питер, к государеву столу. На торговле огурцами вырос и веками стоял городок. Недаром Луховицы называют огуречной столицей Подмосковья, неспроста возвышается он, бронзовый, на бочке-постаменте, а надпись гласит: «Огурцу-Кормильцу от благодарных луховичан». Между прочим, благодарят по совершенно конкретному поводу: массовое выращивание и успешная продажа огурцов помогла тысячам жителей Луховиц сносно пережить 90-е годы. А как оклемались, построили памятник на народные деньги: более полумиллиона рублей в ценах 2005 года смогли собрать в этом небогатом городке для прославления своего пупырчатого земляка! Автором памятника стал рязанский скульптор Василий Горбунов. 

По сей день продажи хрустящей закуски приносят городу основной доход. Так что – приезжайте, похрустим… А заодно и рядом с памятником сфотографируемся. И, кстати, туристу на заметку: свой памятник огурцу есть и в Беларуси – в тамошней огуречной столице, городе Шклове.
0_563c3_ddb5a6b4_XL.jpg

«Все начинается с яйца»

В Солигорском районе Минской области раскинулась деревня Краснодворцы, а в ней – довольно крупная птицефабрика. В 2008-м году местный художник Владимир Ломейко воздвиг поблизости, на шоссе, памятник яйцу в обрамлении белых куриных крыльев. Получилось очень даже впечатляюще – издалека похоже на ангела. Собственно говоря, это – не просто дань уважения продукции предприятия, а памятник Вечности. Ведь яйцо с древних времен символизирует такие понятия, как зарождение и развитие жизни, вселенную, солнце в небесной сфере, воскресение всех людей после смерти. Согласитесь, весьма достойно того, чтобы запечатлеть все это в камне. И надпись соответствующую разместить: «Все начинается с яйца».     

О-О-О, да это -ноль!

Ноль тоже, как и яйцо, является символом бесконечности (или - вечности). Самая загадочная цифра… Да и цифра ли это?  В Вологде, например, в парке у Соборной горки, над рекой, стоит бронзовый двухметровый памятник этому символу, и всякий волен трактовать заключенный в нем смысл по-своему. Большинство, конечно, почитают монумент данью уважения букве «О», ведь исстари в этих краях окают. И в названии города Вологда – сразу два «о». И в воде, что течет мимо, словно уплывая в бездонную вечность – тоже есть «О». В общем, куда ни глянь – без этого животворящего знака, напоминающего, кстати, по форме яйцо – бытие мира невозможно.

Авторами идеи стала группа студентов из местного Института бизнеса. В 2012 году памятник отлили из бронзы - в честь 865-летия города.   
2.jpg

Гигант из Петковичей

В народе его называют «Памятник быку», а на самом деле задумано это гигантское сооружение как самый большой в мире монумент, посвященный символу Беларуси – зубру. Кем задуман? Коллективом АО «Брестпроект», а воплощен замысел в металле и бетоне специалистами Пинского судоремонтного завода и треста №26 «Железобетонмонтаж». Этот бурый зубр идет вперед, набычившись, склонив голову и выставив вперед рога – прямо на проезжающих по трассе Минск-Брест автомобилистов. Многие пугаются, ведь громадина возникает посреди чистого поля внезапно, а высота быка – от копыт до холки – почти 30 метров! Есть от чего затрепетать.
1.jpg

Установлен памятник неподалеку от деревни Петковичи Барановичского района в 2003 году. Строили его на частные пожертвования, так что это – своего рода признательность народа Беларуси, дань уважения к благородному животному, служившему некогда объектом охоты, а ныне – прославляющему красоту природы Синеокой.

Александр АННИН

(Окончание следует).