Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

15.02.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Великие Луки: Как железная дорога город от разорения спасла

Этот псковский городок разрушался много раз. Но каждый раз возрождался, как Феникс

«От Литвы оплечье Новгороду», «предсердие Москвы», - так в разные века и времена называли небольшой городок в Псковской области под названием Великие Луки. Город этот существовал с незапамятных времен, его воины участвовали десятках и сотнях сражений. Но до нашего дня из средневековых зданий не добралось почти ни одного. Потому что каждая война, особенно последние, мировые, уносили в небытие множество архитектурных памятников. Превращенный в руины город словно стряхивал с себя пыль веков и отстраивался заново, становясь еще краше и самобытнее.

...Налетала дружина на соседей

Откуда пошло название Великие Луки? Известно, что эпитет «великие» город получил только в 15 веке. А до того были только Луки. Имя это, как считают специалисты, могло появиться у города из разных источников. Во-первых, слово «лука» в давние времена означало кривизну, заворот реки, а также низменный и травный или лесистый мыс, пойменный луг, огибаемый рекою. Что ж, река Ловать, на которой расположены Великие Луки, течет по извилистому, образующему крутые излучины руслу. Да и лугов в ее поймах немало.

Впрочем, имя города могло появиться и от одного из первых его правителей. Например, от новгородского наместника Луки. Или от разбойника, основавшего поселение как базу для набегов. О нем говорится в предании: «Из беглецов составилась шайка удалых разбойников — они нападали на суда, плывущие мимо, бились с дикими соседями, воевали с новгородцами. Между этими витязями особенно отличался наездничеством и богатырством Лука — муж великий и дородный. Тесно ему стало между удалыми холмитянами, и он, собрав своих молодцов, переселился за 70 верст вверх по Ловати. Между высокими холмами, где ныне город Луки, свил себе гнездо лихой ястреб. Отсюда, как стая хищных птиц, налетала его дружина на соседей, кривичей, новгородцев, полочан, литовцев, чудь, — не было пощады и прежним землякам холмитянам».

Как бы то ни было, а впервые Великие Луки упоминаются в Новгородской летописи как город Луки на Ловати около 1166 года. Город занимает особое положение, которое было обусловлено крепкой экономикой, а также особенностями его географического расположения. К примеру, от врагов с севера и юго-запада его защищают озера и труднопроходимые болота. А близость и к Новгороду, и к Пскову ставит Луки в положение ласкового теленка, который берет у двух мамок и корм, и защиту.

Впрочем, и сами Луки были западным форпостом для русских земель. в 1210 году начинается строительство крепости, которая приобрела серьезное стратегическое значение. Лучане не раз с новгородцами и псковичами дают отпор и совершают походы на Литву. Весь XIII век ратники Лук участвуют в походах и сражениях, в том числе и в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере.

В 1406 году Луки обрели титул «Великих». А а 1478 году, когда Иван III взял Новгород, Великие Луки, как и вся Новгородская земля, переходит в подчинение Московскому княжеству.

Градообразующее предприятие

История Великих лук напоминает летописи многих российских и белорусских городков. В ней с частотой немалой мелькают названия битв, имена правителей — великих и не очень. Однако одна из линий развития может дать пищу для размышлений о дне сегодняшнем. Ведь сейчас многие ломают голову над вопросом, нужна ли нам высокоскоростная железнодорожная магистраль, способная связать Москву, Санкт-Петербург, Минск с городами Европы вплоть до Гамбурга. А в перспективе и в Азию, до Тихого Океана протянуться и перехватить многие грузопотоки. Цена подобной дороги велика, и многие боятся, что стоимость может перевесить выгоды.

Примерно таким же думам предавались и жители Великих Лук в конце 19 века. К тому времени этот город с 700 летней историей оказался в стороне от транспортных артерий. Промышленность начала ветшать, торговые пути устремились мимо. Великие Луки оказались на грани разорения, превращения в захудалый провинциальный поселок с остовами брошенных промышленных предприятий.

Городские мужи с таким положением мириться не собирались. В 1893 году уездное собрание ходатайствует о том, чтобы через город была проведена железная дорога. Город для этого должен был отдать немалые средства: купечество согласилось выплатить стоимость 60 десятин земли под постройку станции и железнодорожных мастерских.

Эти десятины и решили дело: первоначально железнодорожные пути должны были пройти в стороне от города, но когда руководство дороги узнало, что землю под депо и мастерские Великие Луки готовы передать безвозмездно, тут же изменили проект.

В 1898 года на засыпанном Волчьем болоте закладывается первый камень в фундамент будущих мастерских. Одновременно начинается строительство прилегающего к городу участка дороги Москва – Виндава.

2-Vokzal.png

Первый вокзал Великих Луг


Что же дала железная дорога городу? Все! Она надолго становится «градообразующим предприятием». Число работающих в мастерских неуклонно растет, почти сразу после открытия дороги возникла необходимость в специалистах, поэтому уже в 1902 открывается техническое училище. Потребность в образовании разрешалась, например, и организацией технической библиотеки мастерских. Так в 1909 году начальнику мастерских для этого было выделено 50 рублей.

В общем, говоря современным языком, железная дорога дала существенный прирост валового регионального продукта и за счет сопутствующих отраслей. В 1908 году в Великие Луки пришла и вторая дорога: Бологое – Полоцк. Так образовался очень важный треугольник дорог Новосокольники – Великие Луки – Невель. До конца существования императорской России, а затем СССР этот узел был одним из важнейших на западе России в стратегическом плане, поэтому во время всех войны за Великие Луки шли ожесточенные бои.

От парка до музея

Сегодня Великие Луки — это крупный многопрофильный торгово-промышленный и культурно-образовательный центр юга Псковской области. Это Город воинской славы, в туристические маршруты традиционно входит остатки великолукской крепости, ее земляные валы и бастионы, покрытые травой. На склонах сооружения разбит красивый парк, который стал традиционным местом гуляния для жителей и гостей.

4-Matrosov.png

Памятник Александру Матросову


Еще один парк разбит совсем рядом с Великолукской крепостью. Его визитная карточка — памятник Александру Матросову, он совершил свой подвиг рядом с деревней Чернушки неподалеку. Рядом с памятником — вечный огонь, который стал традиционным местом возложения цветов и венков, а также местом поклонения молодоженов.

Одно из самых живописных мест — остров Дятлинка, который расположен между двумя рукавами реки Ловать. Ученые убеждены, что этот остров искусственный, его появление датируется XVII веком. Дятлинка — очень живописное место. Здесь находятся каток, аттракционы для детей и взрослых, стадион, скейт-парк и прочие развлечения. На Дятлинке часто устраивают спортивные соревнования и конкурсы.

3-Ostrov.png

Остров Дятлинка


Среди музеев Великих Луг выделяется краеведческий музей. Он открылся больше 100 лет назад, в 1919 году. Однако вот время Великой Отечественной войны он был разрушен. Восстановлен он был только в 50-е годы: теперь его здание — традиционная советская архитектура. Это здание, состоящее из нескольких массивных бетонных плит.

Музей разбит на 3 зала: в одном из них находятся постоянные экспозиции, а в двух других – временные. Здесь выставлены личные вещи и фотографии А. Матросова, а также вещи времен Великой Отечественной войны. В музее представлена коллекция бабочек и экспонатов на тему природы и истории Великолукского района.

Если вы на автомобиле, то стоит посетить единственный музей композитора Модеста Петровича Мусоргского в 60 километрах от города. Первая его экспозиция появилась в 1968 году в обычной школе, а полноценный музей открылся в 1970 году в бывшем барском доме 19 века. Внутри дома сохранилась старинная обстановка, рядом - парк, амбар, флигель, оранжерея и людская. В музее есть даже зимний сад, основанный самим композитором.

А неподалеку есть музей первой в мире женщины–математика Софьи Ковалевской. Он находится в селе Полибино, это усадьба готического стиля архитектора А.П. Брюллова. В экспозиции - фотографии, личные вещи, заметки и письма Ковалевской, а также коллекция старинной мебели, книг, предметов декоративно-прикладного искусства.