Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

13.12.2022

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Максим ЧИЖИКОВ

Челябинск: город-труженик

В столице Южного Урала можно сходить на экскурсию на завод, погулять по историческому центру и узнать о «дивизии черных ножей»

Что, спросите вы, делать туристу в Челябинске? Это же промышленный центр страны. Во-первых, посмотреть на осколки челябинского метеорита, которые хранятся в местном краеведческом музее. Дальше — сфотографироваться у стелы, стоящей на географической границе Сибири и Урала, которая проходит как раз через Челябинск. Да хотя бы заняться промышленным туризмом. В городе 44 предприятия, и на многие можно попасть с экскурсией. 

На высоте
Перед входом на Челябинский трубопрокатный завод, который совсем не выглядит как классическая проходная, стоит знак «бесконечность». Появился он тут в честь 80-летия предприятия, которое отмечается в этом году, и должен символизировать важную дату. А заодно, видимо, означать «бесконечные возможности» металлургов. 
На ЧТПЗ многие цеха работают по принципу белой металлургии, а значит, производство максимально экологично. И это при том, что раньше его традиционно относили к «черным», грязным. Теперь же никакой копоти и сажи. Чисто, как на фабрике по сборке ноутбуков.

Цех «Высота 239» на предприятии уникальный не только из-за названия. Имя дали из-за его географического расположения — на высоте 239 м над уровнем моря. Выше, чем у конкурентов. Кстати, выбор сделали сами рабочие. 
20221109_162237.jpg

Визуально цех снаружи больше напоминает современный торговый комплекс, чем место, где рождаются трубы большого диаметра. Поднимаемся наверх на лифте с прозрачными стенками. Все суперсовременно. Даже ролик по технике безопасности снят не только понятно, но и весело — в стиле компьютерной игры «Супермарио». В свое время и была задача создать цех, не похожий на существующие в России, — темные, выкрашенные в скучный зеленый цвет. Тут царят все оттенки красного. А станки — оранжевые.  И даже трубы выпускают разноцветные.

Впечатление чистоты и стерильности внутри производства только усиливается. Тут почти все сотрудники ходят в белых халатах. Площадь цеха — 15 футбольных полей. По центру «парит» эстакада длиной почти 700 метров. Ее на заводе называют «палубой», видимо, из-за положенного тут паркета. Отсюда лучше всего смотреть на процесс производства: с одной стороны — прессовка труб, с другой — их обработка. Вдоль эстакады стоят живые лавровые деревья в кадках. 

Еще один важный штрих в интерьере — сад камней, уникальный «уголок спокойствия» в цехе. Он украсил крышу сушильного отделения, чтобы она не выглядела пустой и невзрачной, — 30 тонн песка, 12 сакур и 33 камня. Подобного элемента уж точно нет ни на одном промышленном предприятии в стране.

То, что доктор прописал

Отметился на челябинских заводах даже прототип Остапа Бендера — Осип Шор. Он почти полтора года трудился снабженцем на строительстве ЧТЗ в 1930-1931-м годах. И когда специальная комиссия изучала работу отдела снабжения, то сделала неутешительные выводы: трудовая дисциплина слаба, имеет место разбазаривание спецодежды, мебели, мануфактуры, других предметов. Другого и ожидать было сложно. 
При этом на гербе и флаге региона — верблюд, а не трактор. Почему? Ведь сейчас эти животные тут есть разве что в зоопарках. А в XVIII веке верблюд никого не удивлял. Их можно было встретить на ярмарках в Челябинске, Троицке и Верхнеуральске, куда они прибывали из Средней Азии, Индии, Персии, груженые коврами, тканями, тюками с чаями и пряностями. Верблюдов использовали и жившие тут башкиры, и другие кочевники: калмыки и казахи. Так двугорбый и появился на гербе Челябинска как символ торговли. 

Заводы — лицо современного города. Прогулку же по историческому Челябинску лучше начать с пешеходной части улицы Кирова, когда-то Уфимской). Тут сохранился дух старого, купеческого города — несколько улиц, но все же. Уцелели даже деревянные дома, пусть их и немного.

20221110_164406.jpg
Если начинать экскурсию от проспекта Ленина и площади Революции, то сразу натыкаешься на здание, которое занимает Законодательное Собрание Челябинской области, а до 30-х годов прошлого века в нем сидел Госбанк. Но все становится интереснее, когда экскурсовод рассказывает, что когда-то на этом месте была тюрьма, где пару дней провел Иосиф Джугашвили. А после Сталин отправился по этапу — в Сибирь. Дело в том, что Челябинск был одним из «узловых», пересылочных пунктов для заключенных.

Многим город обязан Александру Бейвелю. Он был сначала главным врачом Челябинска, а затем городским главой, трижды переизбиравшимся на этот пост. Бейвель брал строительные подряды на возведение самых красивых зданий города. Нанимал лучших архитекторов. Открыл первый в городе кинематограф «Люкс», и до сих пор кинотеатр в этом доме работает, только уже под другим названием — «Знание». Дал городу водопровод, электричество, при нем улицы были замощены брусчаткой. Перестав быть городским главой, вернулся к медицине. Прожил долгую жизнь, причем не эмигрировал ни после Октябрьской революции, ни после Гражданской войны, хотя мог уехать во Францию, на родину отца. Пока позволяла ситуация, занимался частной практикой. Потом перебрался в Копейск, где продолжал лечить и преподавать, и умер в 1939 году своей смертью. 

Жилье в позапрошлом веке в Челябинске было дороже, чем в Москве. Его еще сравнивали с Чикаго. Не потому, что расцветал бандитизм. Хотя на городском вокзале были магазины, где продавали оружие. Чикаго позапрошлого века — это был динамично развивающийся город. Вот и Челябинск тоже. Причем, поднялся он на торговле хлебом. Изначально тариф на перевозку зерна в России уменьшался с увеличением расстояния.
 Получалось, что зерно из Томска в Санкт-Петербурге было дешевле доставлять, чем с Поволжья. Но тут помещики центральной России давай возмущаться: куда им свой товар продавать? И в их защиту правительство утвердило новые тарифы: скидка за расстояние за транспортировку зерна железной дорогой с востока на запад «обнулялась» при проезде через Челябинск. Везешь же дальше — плати еще. 

Челябинск превратился в крупнейший центр хлеботорговли и мукомольного производства. Всем, кто жил за Уралом, выгоднее было привезти зерно сюда, перемолоть здесь в муку и везти дальше в европейскую часть. Строятся мельницы, появляются конторы для закупки и продажи пшеницы, в том числе иностранные. Город расцветает. Платья в местных магазинах можно было покупать прямо из Парижа и Лондона. 

Танковый удар

В городе чтут военную историю. В центре Челябинска есть памятник добровольцам-танкистам: рабочий в шлеме стоит на башне танка у открытого люка. Это монумент в честь героев Уральского гвардейского добровольческого танкового корпуса. Машины для него в 1943-м году построили вне плана, а экипажи составляли из рабочих трех областей, в том числе и Челябинской, у которых была бронь. Закуплено для них было все, заканчивая пуговицами на гимнастёрках бойцов. А мастера из Златоуста сделали партию необычных ножей — с ножнами, рукояткой и лезвием темного цвета. Из-за этого у немцев это соединение получило название «дивизия черных ножей». Они сражались и на Курской дуге, и под Берлином. И фрицы их очень боялись. 
1.jpg
А еще тайком во дворе здания гаража Челябинской табачной фабрики в войну собирались легендарные «Катюши», а в помещениях театра оперы и балета в кратчайшие сроки удалось наладить производство измерительных приборов для фронта. Не зря город называют Танкоградом.